Кому нужен лазер

08.12.2016

Источник: Российская газета, Анна Бондаренко

Почему дальневосточные ученые не могут "вывести в люди" свои уникальные разработки

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и ДВО РАН объявили о настоящем прорыве - они нашли новый, не имеющий аналогов в мире, способ изготовления топлива для атомных реакторов.

Сейчас для этого используют таблеточные уран-оксидные композиции, которые получают из порошка методом грануляции, прессования и спекания. Альтернативный способ представляет собой электроимпульсное спекание под давлением. Таким способом можно получать топливо в производственных масштабах благодаря низкой себестоимости единицы продукции - всего десять долларов США.

Разработками приморских ученых уже заинтересовалось производственное объединение "Маяк" - единственное в России предприятие, занимающееся переработкой ядерного топлива. Вместе с учеными здесь намерены создать пилотную установку по технологии импульсного спекания.

К сожалению, далеко не все, даже по-настоящему уникальные разработки, удается быстро поставить на поток. Как поясняет председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко, их реализация - это другая сфера, "которая требует больших расходов и административных ресурсов".

- Если оценить затраты на науку и полученные результаты, окажется, что российские ученые работают как нельзя более эффективно, а некая заторможенность в развитии инноваций не только наша проблема. Почему идеи российских ученых, высказанные 20 лет назад, "зазвучали" только сегодня? Ежегодно сотрудники ДВО РАН публикуют около 3,5 тысячи высококлассных научных работ, мы получаем более сотни патентов. Но нет одного звена - следующего шага - перевода научной разработки в плоскость конечного продукта, - сетует он.

Если оценить затраты на научную деятельность и результаты от нее, окажется, что российские ученые работают эффективно, а торможение развития инноваций не только их проблема

Так, около 20 лет назад в Тихоокеанском институте биоорганической химии (ТИБОХ) ДВО РАН были созданы десятки препаратов, чьи свойства уникальны.

По словам директора института Валентина Стоника, из них к применению разрешены всего четыре, например, знаменитый гистохром, разные формы которого подходят для лечения кардиологических и офтальмологических заболеваний. Десять лет он продавался по всей России, но сейчас производство приостановлено.

- Дело в том, что выпускавший их завод сменил площадку, и теперь ему нужно снова получать все разрешительные документы. Это может занять несколько лет, - говорит Стоник.

Институт мог бы сам наладить выпуск препаратов хотя бы в небольших объемах, но здесь нет современной ампульной линии, стоимость которой около миллиона долларов.

- Заработать такие деньги мы не можем, а поступления из бюджета имеем право тратить только на фундаментальные исследования, - добавляет директор ТИБОХ.

Впрочем, желающие купить права на разработанные в институте препараты появляются. Некоторое время назад крупная фармкомпания хотела приобрести сразу шесть патентов за 50 миллионов рублей, но ФАНО запретило эту сделку из-за действовавшего моратория на реализацию научных результатов - интеллектуальную собственность можно было продавать только в неисключительные права.

- Но много ли бизнесменов согласятся купить патент, зная, что его могут перепродать еще десяти другим? - задается вопросом Стоник.

Тем не менее, по мнению председателя ДВО РАН, разработки в области фармации могут стать одним из самых быстроокупаемых направлений.

- У нас в Приморском крае создан большой задел, а кроме того, есть уникальная сырьевая база, которая отсутствует во многих других уголках мира, - объясняет академик Сергиенко.

О другом перспективном направлении рассказывает директор Института автоматики и процессов управления ДВО РАН академик Юрий Кульчин. В институте предлагают к использованию новое поколение лазеров.

- Первая технология, которую мы активно пытаемся продвигать на дальневосточные заводы, - восстановление деталей судов, машин, механизмов с помощью волоконных лазеров средней и большой мощности. Луч расплавляет поверхность материала, туда попадает порошок специального состава, который тоже плавится, а затем возвращает детали первозданный вид, - поясняет он суть процесса.

Кроме того, здесь с помощью лазера научились очищать акваторию от нефтяной пленки, без забора проб вести мониторинг в морях, в том числе и арктических, убирать отложения с корпусов судов.

- Если не чистить покрывшийся водорослями и ракушками корпус судна, растут затраты на топливо. Обычно судно загоняют в док, поднимают, осушают, чистят, красят. Это дорого. Мы научились делать это прямо в воде - удобнее и намного дешевле, - рассказывает ученый. - Планируем создать инжиниринговый центр, куда предприятия могли бы обращаться, получать интересующие их технологии. На это потребуется около 400 миллионов рублей, но экономический эффект будет серьезным, - обещает Юрий Кульчин.

Между тем, по словам председателя дальневосточного бизнес-клуба "Диалоги" Инессы Бабич, резолюция одного из заседаний клуба, на котором ученые рассказали о разработках и проблемах, связанных с их внедрением, отправлена руководству всех крупных предприятий ДФО. Таким образом бизнес сможет понять, насколько интересны ему эти проекты.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024