http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=62484922-8805-4871-af1d-96159aaca920&print=1© 2024 Российская академия наук
Нарушен ли мораторий?
Четыре ведущих медицинских учреждения, ранее входившие в структуру Российской академии медицинских наук и ставшие в ходе реформы академий наук частью объединенной академии, переходят в ведение Министерства здравоохранения РФ. Институты, о которых идет речь, это Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, Научно-исследовательский институт нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко и Научный центр здоровья детей. Соответствующее распоряжение правительства (№421-р) вступает в силу с 1 июля. С 1 января 2016 года Минздрав и Федеральное агентство научных организаций России (ФАНО) должны «принять нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы взаимодействия национальных научно-практических медицинских центров с научными организациями, находящимися в ведении ФАНО России, обеспечивающие использование в деятельности учреждений результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, в том числе в области медицины, биологии, химии, генетики и физики».
После вступления в силу осенью 2013 года закона о реформе РАН президент России ввел годичный мораторий на имущественные и кадровые решения в отношении Российской академии наук. Этот мораторий был продлен спустя год на декабрьском заседании президентского Совета по науке и образованию.
«Мораторий на отчуждение имущества от академии. Это не значит, что не нужно институты объединять, создавать кластеры, какие то другие формы искать. Отчуждение имущества, материального комплекса от академии на сторону – вот о чем идет речь», — заявил Путин в декабре.
Таким образом, переход институтов из структуры ФАНО в структуру Минздрава с 1 июля — это не что иное, как переход «на сторону».
Впрочем, как ни странно, нарушения моратория в этой ситуации нет. С инициативой перейти в структуру Минздрава выступали сами институты, которые еще в октябре 2014 года обратились с соответствующей просьбой к Владимиру Путину. Поскольку президент страны распорядился одобрить это ходатайство, то, как пояснили корреспонденту «Газеты.Ru» в Российской академии наук, данный случай не является нарушением моратория, так как мораторий вводил сам президент и в его полномочиях сделать исключение.
Зачем это институтам?
«Я был среди тех, кто выступал за это отделение, но пока непонятна конечная результативность этого вопроса, — прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию директор онкоцентра Михаил Давыдов. — Положительное решение уже принято, было распоряжение правительства, с 1 июля мы переходим под юрисдикцию Минздрава, но что будет дальше — я не могу сказать. Будет этап формирования устава, установления отношений с Минздравом и другими структурами».
«Выгода в том, что мы вливаемся в систему здравоохранения, потому что наша мощнейшая клиническая база — а у нас полторы тысячи клинически специализированных коек — была вырвана из системы здравоохранения, и мы рассчитываем на ее более эффективное использование.
Раньше было так, как будто мы занимались чисто научными проблемами, а ведь у нас клиническая база мощнейшая, — заявил Михаил Давыдов. — Поэтому я надеюсь, что мы будем более полезными в системе Минздрава. Мы рассчитываем, что нас будут финансировать отдельной строкой, потому что из этих учреждений планируется создать национальные научно-практические центры, у которых будет особый режим финансирования. Если этого не будет, мы будем обычными структурами Минздрава и не более того».
При этом он считает нонсенсом попытку превратить организации в автономные учреждения — пункт, прописанный в распоряжении правительства: «Национальные центры не могут быть автономными учреждениями. Для нас задача не создавать счета в банке и зарабатывать деньги, а создавать научные технологии в кластере и внедрять их в регионах.
Мы хотим быть бюджетным учреждением, которое решает государственные задачи».
По словам директора другого института, который переходит из ФАНО в Минздрав, — главы Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Лео Бокерии, со следующего года центры получат относительную автономию в распоряжении средствами. «Наш центр получит право держать счета в банке, брать кредиты, а также более свободно распределять средства, полученные в рамках программы госгарантий», – уточнил Бокерия.
Прецедент создан
Между тем ситуация с переходом четырех ведущих институтов из структуры в ФАНО в другое ведомство является прецедентом: по сути это означает, что любая организация может напрямую обратиться к президенту и получить его разрешение обойти мораторий. Об этом, в частности, предупреждал ученых заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций Алексей Медведев.
«В обсуждении вопросов, связанных с судьбой отдельных научных организаций, в представлениях о том, как должна развиваться российская наука, принимают участие достаточно большое количество сильных и независимых участников этого процесса. И они не всегда разделяют представление о том, что фундаментальная наука является тем котлом, в котором рождаются ключевые идеи, в последующем обеспечивающие все удивительные прикладные решения, обеспечивающие технологическую модернизацию страны. У нас достаточно большое количество предложений от федеральных университетов, вам это хорошо известно, — заявил Алексей Медведев на недавней конференции научных работников в РАН. — У нас есть предложения от Министерства здравоохранения, от Министерства сельского хозяйства, от «Росатома», от «Ростехнологий», у которых есть утилитарные предложения о том, какие научные организации в каком проекте можно использовать наиболее эффективно.
Собственно, для того, чтобы не дать, что называется, «растащить», были даны поручения президента о сохранении моратория на два года.
Но они были даны для того, чтобы выработать согласованную позицию внутри академического сообщества о том, каковы должны быть структурные преобразования. В ситуации, когда мы не имеем концепции, идеологической конструкции развития российской науки, на следующем шаге мы будем терять ресурсы и имущество», — подытожил чиновник.
В ФАНО на просьбу прокомментировать переход четырех медицинских институтов с 1 июля в Минздрав «Газете.Ru» сообщили, что раз есть распоряжение правительства, то агентство будет его выполнять. Дополнительных комментариев не последовало.