Молодые ученые поспорили с замминистра о научной политике

12.02.2013





 

Взгляды на наглядность

 Молодые ученые  поспорили с замминистра о научной политике

 

«Для меня большая честь выступать в этом зале, я здесь первый раз и, надеюсь, не последний», - так начал свою речь в здании Президиума РАН заместитель министра образования и науки Игорь Федюкин. Накануне Дня российской науки он встретился с активными и результативными молодыми исследователями. Пообщаться с замминистра пришли представители Совета молодых ученых (СМУ) РАН, Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию, а также лауреаты президентских премий в области науки и инноваций для молодых ученых.

Председатель СМУ РАН сотрудник академического Объединенного института высоких температур Андрей Котельников, который на правах хозяина вел мероприятие, сообщил, что повестка встречи была сформирована на основе вопросов, присланных молодыми учеными РАН. Он предложил обсудить последние нашумевшие проекты министерства, в том числе «Карту российской науки» и нововведения в готовящейся ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», а также проблемы ВАК.

По поводу карты науки, базу для которой должна создать выигравшая соответствующий тендер частная компания с ограниченной ответственностью “ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.”, Игорь Федюкин повторил уже не раз озвученные министерскими чиновниками разъяснения. Он сообщил, что задача проекта - свести воедино всю открытую информацию о работающих в разных ведомствах российских ученых, чтобы выявить точки роста и отстающие направления. Ученым это поможет «взаимодействовать с финансирующими организациями», а Минобрнауки «облегчит решение аналитических задач» и даст возможность «наглядно показать достижения российских исследователей Министерству финансов».

Базовые данные о научных сотрудниках - их публикациях, грантах и патентах - будут взяты разработчиками карты науки из открытых источников (например, сервисов Web of Science и РИНЦ). В дальнейшем ученые получат доступ к этой информации и смогут ее корректировать. О том, какие именно критерии успешности и источники сведений использовать по каждому научному направлению, министерству подскажут эксперты. К этой работе удалось привлечь уже 450 активно работающих ученых, с гордостью заявил И.Федюкин.

Туманные объяснения замминистра по поводу того, как министерство собирается использовать карту науки, молодых ученых не удовлетворили.

- Участие в этом проекте не должно становиться основанием для получения финансирования, поскольку в оценке научной деятельности много нюансов, - заметил Андрей Котельников. - У нас, к примеру, есть опасения, что в невыгодном положении окажутся специалисты, занимающиеся двойными тематиками - фундаментальными исследованиями и закрытыми договорами в интересах оборонной промышленности (а таких в РАН довольно много). Кроме того, уже сейчас явно просматривается опасность, состоящая в переоценке ряда показателей, в частности, публикационной активности. Этот критерий не всегда отражает реальное состояние дел. Бывает, что в ходе работ по созданию уникальных установок, которые длятся по нескольку лет, люди пишут мало статей.

Зампредседателя СМУ РАН, сотрудник Института всеобщей истории Денис Секиринский добавил, что в общественно-гуманитарной сфере, которая плохо представлена в международных базах данных научного цитирования, существует большая проблема с достоверностью наукометрических показателей. Он привел интересный пример: оказывается, согласно системе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ), самый высокий импакт-фактор в серии исторических наук имеет политематический сетевой журнал Кубанского аграрного госуниверситета.

«РИНЦ принадлежит частной компании, на которую министерство не имеет влияния», - отреагировал Игорь Федюкин. «Но ведь деньги в этот проект вложило Минобрнауки!» - заметил кто-то из молодых ученых. «Да, это так, и теперь мы думаем - доделывать его или «новый родить», - не ушел от ответа замминистра. Он пообещал, что министерство не будет строить научную политику, отталкиваясь только от формальных показателей.

Участники встречи положительно оценили анонсированные замминистра новые мероприятия ФЦП «Кадры» на 2014-2020 годы. Речь шла об открытии вакансий для постдоков, поддержке миди-грантами размером до 15 миллионов рублей в год тысячи лабораторий, выделении до 6 миллионов рублей в год на работу групп под руководством молодых кандидатов наук.

Андрей Котельников попросил при запуске этих проектов обратить особое внимание на стимулирование интеграции исследовательских организаций и высшей школы в форме базовых кафедр. «Во многом благодаря успешной деятельности этих структур Академии наук в последние годы удалось добиться кадрового омоложения: сегодня в академии четверть научных сотрудников имеют возраст до 35 лет и треть - младше 40 лет», - отметил председатель СМУ РАН. Это предложение было услышано и поддержано.

Одобрила научная молодежь и шаги, которые министерство, по словам Игоря Федюкина, собирается предпринять для реформирования системы аттестации научных кадров высшей квалификации. Ужесточение требований к диссертационным советам и организациям, на базе которых они созданы, дисквалификация людей, которые будут иметь отношение к некачественным диссертациям, - все эти предлагаемые меры молодые ученые оценили как необходимые, но недостаточные. Они призвали министерство жестко отреагировать на уже имеющиеся случаи получения фальшивых ученых степеней.

Чтобы разоблачение подделок не вылилось в очередную кампанию, а было доведено до конца, нужно объединить усилия всего научного сообщества, заявил в ответ замминистра. «Мы хотим поставить взаимодействие с молодыми учеными на регулярную основу, но наше общение не должно ограничиваться одними встречами, - обратился к присутствующим Игорь Федюкин. - Надеемся, что вы будете доносить высказываемые на таких мероприятиях идеи до своих научных коллективов».

Надежда ВОЛЧКОВА. Газета "ПОИСК"

Подразделы

Объявления

©РАН 2024