Фрадков против экспорта нефти

20.06.2007

В Белом доме вчера обсуждали развитие энергетики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

В Белом доме вчера обсуждали развитие энергетики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Главная проблема, как выяснилось, - острая нехватка запасов сырья. Академик Российской академии наук Алексей Канторович сразу поставил вопрос ребром: с 1970-х годов, когда были открыты разрабатываемые сейчас месторождения, объем геологоразведочных работ упал в 10 раз. Поэтому ни о каком воспроизводстве ресурсов не может идти речи.

Его поддержал замминистра природных ресурсов Алексей Варламов. Он признался, что уже сейчас нечем заполнять трубопровод Восточная

Сибирь - Тихий океан: "У нас есть 35 млн. тонн, тогда как проектная мощность - 80 млн. тонн". По оценке Минпромэнерго, чтобы добиться объемов в 80 млн. тонн, нужны инвестиции в $102 млрд. на геологоразведку. Академик Канторович считает, что эти деньги должен заплатить бизнес, который "долгие годы ничего не бурил".

Масла в огонь подлил и глава "Транснефти" Семен Вайншток, который заявил: "Мы работаем как поставщики ресурсов для последующей переработки за границей".

Идея понравилась Михаилу Фрадкову, и он пригрозил: "Может быть, нам поднять таможенные пошлины на нефть и мазут как следует, как на круглый лес, чтобы стимулировать геологоразведку и переработку? " И дал поручение таможенникам представить выкладки по экспорту сырой нефти и объему поступлений от пошлины. За нефтяников попытался вступиться глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов: "У нас рентабельность не такая уж и большая - 4, 7%, при этом инвестрасходы огромные".

Но Фрадков этим объяснением не удовлетворился. "Рентабельность небольшая, но при ваших-то оборотах грех жаловаться", - заметил он. Про то, что нефтяной сектор платит главный для российского бюджета налог - НДПИ, Фрадков умолчал. Впрочем, если нефтяную отрасль, по логике премьера, нужно еще больше обложить налогами, то для газовой, а точнее "Газпрома", сделают исключение. НДПИ по газу пока не повышается, а вчера правительство, по сути, согласилось с позицией "Газпрома", озвученной временным главой компании Александром Ананенковым. Ее суть - газ с Сахалина-1, который компания "Эксон Мобил" уже пообещала Китаю, нужно отдать на внутреннее' потребление России. А обещанные Китаю 8 млрд. кубометров "Газпром" компенсирует сам. Тем более что, несмотря ни на какие соглашения о разделе продукции, по российским законам экспортировать газ может только "Газпром". И экспортную пошлину ему никто поднимать не собирается.

Газета

Подразделы

Объявления

©РАН 2024