Академик Толстой Георгий Кириллович "Отзыв о проекте закона РФ № 3058286 "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений...."

09.08.2013



 

ОТЗЫВ

о проекте закона РФ № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(второе чтение)

Недостатком подготовленного проекта является отсутствие в нём чёткого разграничения прав и обязанностей РАН, её региональных отделений, подведомственных им предприятий, учреждений и иных организаций, а также федерального органа исполнительной власти как в части управления деятельностью РАН и подведомственных ей организаций, так и в части осуществления прав в отношении закрепленного за РАН федерального имущества.

Полномочия собственника указанного имущества, согласно проекту, осуществляет и федеральный орган исполнительной власти и РАН и её региональные и головные отделения и подведомственные им предприятия и учреждения. То же относится и к разграничению полномочий по управлению деятельностью РАН и подведомственных ей организаций. Этот недостаток может привести к ненужным спорам о разграничении полномочий и об их финансовом и материально-техническом обеспечении.

По существу же разработчики проекта и его критики говорят об одном и том же и стремятся к одному и тому же результату, однако положения, которые они отстаивают, не всегда выражены в адекватной правовой форме.

Чтобы навести в этом деле порядок, необходимо исходить из того, что всё закреплённое за РАН имущество остаётся в федеральной собственности и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Что же касается осуществления полномочий собственника, то необходимо чётко различать осуществление имущественных правомочий по владению, пользованию и распоряжению закреплённым за РАН имуществом, с одной стороны, и осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по управлению этой собственностью.

Имущественные правомочия осуществляются РАН и подведомственными ей организациями как юридическими лицами, за которыми имущество на сегодняшний день закрепляется на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Содержание этих прав определено в настоящее время гл. 19 ГК РФ.

Правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом РАН и подведомственные ей организации осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности и назначением имущества.

Что же касается полномочий управленческого характера, то нужно различать полномочия по управлению научно-исследовательской деятельностью, для которой почти три века назад и была образована Российская академия наук, и полномочия контрольно-надзорного характера, которые могут осуществляться как РАН, так и уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Осуществление этих функций призвано обеспечить использование имущества РАН в соответствии с целями и задачами организации, за которой оно закреплено в хозяйственное ведение (оперативное управление) как за юридическим лицом, а также назначением имущества.

С учётом сказанного п.1 ст.2 следует дополнить двумя положениями. Российская академия наук является юридическим лицом и не имеет срока ограничения своей деятельности (последнее предложение перенесено из п. 9 ст. 2.

П.2 ст. 2 (второе предложение) изложить в такой редакции: «Полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за Российской академией наук и её научными и иными организациями, осуществляет…» и далее по тексту.

П.3 с. 2 из проекта закона может быть исключён, поскольку носит чисто описательный характер. Но если его оставлять, то нужно существенно изменить редакцию.

Во-первых, РАН не создаётся, поскольку она уже создана. Во-вторых, сократить перечень наук. В-третьих, изменить расположение целей.

Можно предложить такую редакцию: «РАН обеспечивает преемственность и координацию фундаментальных и поисковых исследований, проводимых в Российской Федерации по важнейшим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук, предоставление научно-консультативных и экспертных услуг, научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных, образовательных и иных организаций». Но было бы лучше без п.3 ст. 2 вообще обойтись, т.к. он не несёт полезной нагрузки.

К ст. 3, п. 2 подпункт 2) о порядке принятия устава и внесения изменений в устав. Иначе получается: устав должен содержать сведения о внесении изменений в устав. Бессмыслица!

Необходимо включить ст. 4 «Финансовое обеспечение деятельности Российской академии наук» в редакции таблицы предложений (стр. 2-5).

То, что прописано в ст. 4 проекта Закона, совершенно недостаточно и неизбежно вызовет множество споров.

Обратим внимание на несоответствие названия гл. 2 названиям помещённых в неё ст. 6 и 7.

Название главы 2 «Цели деятельности и основные функции РАН». Ст. 6 «Цели деятельности РАН». Ст. 7 «Задачи и функции РАН». К тому же в перечислении целей и задач допущено много повторений, а их отличие друг от друга уловить трудно.

В законе необходимо сохранить право РАН осуществлять от имени РФ полномочия учредителя подведомственных ей организаций, а также наделять отдельные организации РАН (головные отделения) полномочиями учредителя подведомственных им организаций.

Необходимо сохранить за региональными отделениями РАН права юридического лица. Соответственно этому руководитель регионального отделения, будучи органом юридического лица, действует на основании положений о региональных отделениях, без доверенности Президиума РАН.

Что же касается представительств РАН, то они, если наделение их правами юридического лица, признано нецелесообразным, будут действовать на основании не только положений о них, но и по доверенности Президиума РАН. Таким образом, при определении правового статуса региональных отделений и представительств, может быть избран различный подход.

С учётом этого может быть изменена редакция подпункта 3 п. 3 ст. 13 и п. 3 ст. 14 проекта закона.

Необходимо (по крайней мере на переходный период) сохранить совмещение в одном лице функций как президента РАН, так и руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, закреплённого за РАН. Таким лицом должен быть Президент РАН. Если это правило будет прописано в законе, то не потребуется утверждение руководителя такого органа ни Президентом РФ, ни Правительством РФ, поскольку утверждение Президента РАН, избранного общим собранием, Президентом РФ ipso jure означает, что он становится и руководителем этого органа.

Такое совмещение необходимо, чтобы полномочия, коими наделён Президент РАН, и полномочия руководителя соответствующего исполнительного органа притёрлись друг к другу. Этого легче добиться, если они будут сосредоточены у одного лица.

Накопленный в переходный период опыт покажет, насколько это оправданно.

Трудно согласиться с предложением присоединить к РАН академии медицинских наук и сельскохозяйственных наук, а также с отказом (пусть и постепенным) от деления членов академии наук на два разряда: действительные члены (академики) и члены-корреспонденты.

Реализация каждого из этих предложений отнюдь не способствует повышению требований, которые научное сообщество, да и общество в целом не без оснований предъявляет к членам РАН (Большой Академии). Скорее, планка этих требований снизит-

ся, а они окажутся размытыми. К тому же путь в Большую академию медикам и аграриям никогда не был закрыт, как, впрочем, и представителям других отраслей знаний, независимо от того, состояли ли они до этого в отраслевых академиях или нет.

Но принимать их в РАН чохом, было бы опрометчиво.

То же, mutatis mutandis, приложимо и к членам-корреспондентам, независимо от их специальности. Пусть вначале зарекомендуют себя как члены-корреспонденты, и лишь затем претендуют на переход в высший научный разряд, если они того заслуживают. Мы уже не говорим о том, что такая перетасовка связана с дополнительными финансовыми затратами, в чём наше государство в нынешний непростой период едва ли заинтересовано.

 

Толстой Георгий (Юрий) Кириллович
академик РАН, доктор юридических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета 6 августа 2013 года

 

 

 

 

©РАН 2024