Большинство стран Азии используют Лаврентьевскую модель

10.11.2010

Член-корреспондент РАН Николай Захарович Ляхов, недавно избранный вице-президентом Ассоциации академий наук стран Азии (AASA), рассказывает о задачах и мероприятиях этой организации

СПЕЦИАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

"БОЛЬШИНСТВО СТРАН АЗИИ ИСПОЛЬЗУЮТ ЛАВРЕНТЬЕВСКУЮ МОДЕЛЬ"

Главный ученый секретарь Сибирского отделения РАН, директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН, член-корреспондент РАН Николай Захарович Ляхов, недавно избранный вице-президентом Ассоциации академий наук стран Азии (AASA), рассказывает о задачах и мероприятиях этой организации.

- Кроме Генеральной ассамблеи, AASA провела в Сеуле 4-ю международную конференцию "Научное образование в Азиатско-Тихоокеанском регионе" и симпозиум "Зеленая Азия", а также заседание своего высшего руководящего органа – Правления. В Генеральной Ассамблее, отмечавшей 10-летие создания ассоциации, принимали участие представители академий 21 страны, а также 5 ассоциированных членов.

Научная программа AASA в Сеуле была очень обширна и по множеству направлений соприкасалась с проблематикой, важной для нашей Сибири и Дальнего Востока. "Зеленый путь", на который сворачивают азиатские страны, связан с двумя энергетическими стратегиями – "Ядерным Ренессансом", о котором говорили, в основном, корейские докладчики, и новыми технологиями использования возобновляемых энергоресурсов, к чему больше склоняются в Таиланде, Малайзии и Китае. Я вернулся с ощущением, что нам надо более пристально относиться как к участию в работе этой далеко не безликой организации, так и в целом, к сотрудничеству с исследовательскими центрами именно азиатских государств, тем более, что в их число входят такие благополучные в научном плане страны, как Япония, Израиль, Австралия и другие. Ассоциация уже пережила периоды становления и консолидации, теперь это уже влиятельное и дееспособное сообщество, которое выступает грантодателем, сотрудничает с UNESCO и другими международными организациями.

- Не беря в расчет "сверхразвитую" Японию, в каких странах Азии наука видится Вам наиболее развитой?

- Если говорить о фундаментальной науке, то на первое место надо ставить Китай. Академии наук (не одна, как и в России) в этой стране были созданы еще по советской модели. "Большая" Академия наук КНР и структурно похожа на РАН и выполняет те же функции. Но, по некоторым ощущениям, китайская академия больше вовлечена в процессы государственного управления и регулирования, нежели российская. В целом же, по таким показателям, как численность научных работников, количество исследовательских организаций академия наук КНР занимает в рамках AASA второе место после России: точнее же, поскольку РАН целиком не входит в ассоциацию, смотрится паритетно в сравнении с СО РАН. Дальше бы я поставил Индию, неплохая наука в Австралии, резко идет вверх Малайзия. Я не упоминаю ни, по определению, Японию, ни Южную Корею, идущую по японскому пути. Я посетил экспоцентр Samsung Electronics и посмотрел на продукцию, которая завтра будет на прилавках. Исключительно высокий технологический уровень, скажу прямо, заставляет содрогнуться. Но он достигнут не на основе национальной фундаментальной науки, а на привнесенных идеях и принципах. Вопросы использования собственных научных достижений и высоты технологического уровня – это две разные темы. Можно, как в Южной Корее, пользоваться чужими знаниями и создавать высокие технологии. А можно получать научные знания у себя дома и не использовать их – пример второму, думаю, можно не приводить…

- Программа форума AASA была богата событиями. Какие из них наиболее запомнились лично Вам?

- Я бы отметил конференцию по научному образованию. Дело в том, что большинство стран Азии идут по нашему пути, используют лаврентьевскую модель. И самая отсталая Бангладеш, и среднеразвитая Малайзия, и передовая Южная Корея – все используют единый алгоритм. Селекция способностей еще в школьном возрасте, затем – научное развитие под опекой государства при сохранении индивидуального подхода. Эта модель показала себя на сегодня наиболее продуктивной. 200-300 способных учеников для стран с большой численностью населения – вполне посильная задача для любого государства. Вьетнам, Малайзия, Филиппины и другие страны идут этим путем, последовательно формируя научные кадры с юного возраста на своей территории. Особняком пока стоит Китай, традиционно направляющий много молодежи для обучения за рубеж.

Подготовил Андрей Соболевский, Центр общественных связей СО РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024