Молекулярные машины

07.10.2016



Лауреатами Нобелевской премии по химии в 2016 году стали француз Жан-Пьер Соваж, американец Джеймс Фрейзер Стоддарт и нидерландец Бернард Феринга за разработку и синтез молекулярных машин. Эти крошечные объекты (несколько нанометров в длину) смогут на внутриклеточном уровне переводить энергию в движение и работать как самые настоящие машины.

STRF.ru попросил трёх российских учёных, докторов химических наук рассказать, что это за изобретение и чем оно будет полезно для человечества.

«К молекулярным машинам относят такие молекулярные устройства, в которых реализация основных функций происходит в результате механического перемещения компонентов относительно друг друга (что в природе тоже не редкость: так, моторами вращения работают ферменты), - объясняет д. х. н., руководитель Центра фотохимии РАН, члена-корреспондента РАН Сергей Громов. – Самым простым вариантом молекулярных машин, в которых компоненты способны механически перемещаться относительно друг друга, могут быть так называемые псевдоротаксановые, напоминающие челнок, комплексы макроциклических (роторы) и вытянутых, например, непредельных соединений (оси). Для этого они не должны быть соединены прочными химическими связями. Управлять молекулярными машинами можно разными способами (например, с помощью термического, химического или электрохимического воздействия), но самый удобный агент — свет, который легко регулируется как по длине волны, так и по интенсивности. В перспективе они могут помочь при создании механизмов для генерации, преобразования и передачи энергии и движения на наноуровнях, при разработке инструмента для контроля, диагностики наноколичеств материалов и веществ.

Уже сейчас проведённые исследования нобелевских лауреатов имеют большой прикладной потенциал, поскольку они дают новый подход к построению сложных иерархических «умных» материалов. Такого рода исследования активно ведутся и в России, например, в Центре фотохимии РАН».

«Есть традиционные машины и роботы, и мы их все знаем; а это машины, которые собирают из отдельных молекул. Они имеют наноразмер, но при этом проявляют свойство машин, то есть могут направленно двигаться и выполнять определенные функции, - говорит д. х. н., директор Инжинирингового химико-технологического центраАлексей Князев. – При попадании на такую машину, например, кванта света, молекулы изменяют свою конфигурацию определённым образом. Это позволяет придумывать полезные вещи – например, осуществлять направленный транспорт лекарств. Лекарство сначала находится внутри такой машины, а попадая в опухоль, раскрывается и уничтожает её, не затрагивая органы. Либо ещё одно применение – нанороботы, правда уровень техники не позволяет создавать машины, обладающие интеллектом.

С точки зрения химии, это очень сложный синтез, и здорово, что научный прогресс до этого дошёл.

В России есть не менее пяти коллективов, которые достаточно близки к такому уровню разработок, что меня очень радует».

«Нобелевская премия за дизайн и создание молекулярных машин заслуженно отмечает одно из важнейших достижений современной химии. А именно – умение синтезировать сложные молекулы и придавать им функциональное назначение, – поясняет д.х.н., руководитель лаборатории Института органической химии им. Зелинского, член-корреспондент РАН Валентин Анаников. – Миниатюризация и усложнение функций – два ключевых параметра в разработке высокотехнологичных устройств в наше время. Составные компоненты электроники, компьютерной техники, сложного оборудования и новых материалов стремительно освоили микроразмерный и наноразмерный уровни, и теперь передовые разработки ведутся уже на молекулярном уровне. Молекулярные машины являются, пожалуй, наиболее сложной частью этой работы, где были получены впечатляющие результаты.

Проведенные научные исследования открывают дорогу для практического приложения молекулярных моторов и машин, которые станут намного эффективнее существующих аналогов, однако это уже будет предметом дальнейших исследований».

Лауреатов по традиции наградят 10 декабря – в день кончины основателя Нобелевской премии, шведского предпринимателя и изобретателя Альфреда Нобеля. Сумма каждой из Нобелевских премий в 2016 году, как и в предыдущие три года, составит 8 миллионов шведских крон (932 тысячи долларов).

©РАН 2024