Пасека интеллектуалов

23.11.2012



В московском Политехническом музее вручили пятую по счёту премию «Просветитель» за лучший научпоп года. Лауреаты – японист Александр Мещеряков, автор книги об императоре Мэйдзи, и астроном Владимир Сурдин, рассказавший о разведке далёких планет. Они получат по 720 тысяч рублей. Ещё шести финалистам достанется по 120 тысяч рублей. Интеллектуальная элита столицы, а с ней и корреспондент STRF.ru, пригубила шампанского, отведала тарталеток, послушала квантовые шутки и узнала, чем японские кошки отличаются от русских.

Учредители премии – 79-летний Дмитрий Зимин и созданный им Фонд некоммерческих программ «Династия». Зимин в прошлом гендиректор, а ныне почётный президент компании «Вымпелком» с оборотом больше 10 миллиардов долларов. Широкой публике фирма известна под торговой маркой «Билайн». Неудивительно, что даровой Beeline Wi-Fi в музее ловился без помех.

Да и фойе Политеха напоминало гудящий пчелиный улей или даже павильон «Улей», легендарный la Ruche, обиталище безгрошовых мастеров пера и кисти.

Политехнический музей: мало где приходится столько ума и свободолюбия на квадратный метр

Плотная толпа интеллектуалов отличалась от обычной тем, что в ней сложно было заметить незнакомое лицо. Эфирные существа обретали реальность. Под звуки контрабаса и саксофона путь в давке прокладывали то Сванидзе, то Орешкин, то Пархоменко, то Архангельский. Промелькивали культуртрегеры Файзов и Дмитриев, литературный критик Гаврилов. Жюри премии представало в удвоенном количестве, в режиме «вашу маму там и тут показывают» – живьём и на плоскостях повсюду развешенных экранов.

Церемония протекала весело, гремела музыка из фильма «Восемь с половиной», где в финале все персонажи взялись за руки и водили гигантский хоровод. Финалисты уподобляться им не стали: учёная серьёзность возобладала.

Зато выступавшие обильно шутили – в лучших традициях шестидесятников, завсегдатаев Большой аудитории Политеха. В том самом зале, где перед выборами меньше года назад инструктировал своих доверенных лиц нацлидер, теперь звучали откровенные инвективы: с просвещением в нашем отечестве туго и властям это лишь на пользу.

Алексей Семихатов посетовал на вытравливание рефлексии в России

«Из наших сограждан сознательное вытравливают способности к рефлексии и какому бы то ни было рассуждению! Когда-нибудь этот процесс квалифицируют как преступление, – заявил входящий в жюри Алексей Семихатов, ведущий научный сотрудник ФИАН. Дальше последовала изысканная острота. – Однако благодаря деятельности фонда «Династия», говоря сухим языком науки, корреляционная функция здравого смысла и нормального человеческого отклика перестаёт быть экспоненциально подавленной, что способно вывести систему из состояния ложного вакуума».

Витиеватый юмор физика достаточно подготовил публику к объявлению лауреата в области естественных наук. Борьба развернулась между вирусологом, химиком и аж двумя астрономами. Моё сердце болело за книжку под интригующим заглавием «250 лет нанотехнологий: золото, пуля, спасительный яд», но приз достался Владимиру Сурдину, старшему научному сотруднику Государственного астрономического института имени Штернберга. Он выразил надежду, что лет через 20 его студенты тоже начнут с успехом творить в научно-популярном жанре.

Книги Владимира Сурдина подсказали путь в профессию многим астрономам

В гуманитарной области соревновались четыре историка с книгами о Константинополе, нацистской оккупации России, Ленине-соблазнителе и прогрессивном японском императоре Мэйдзи. Победил Александр Мещеряков, специалист по Стране восходящего солнца, профессор РГГУ, поэт и прозаик. Он произнёс речь, настолько выверенную и серьёзную, что стоит привести её полностью:

Александр Мещеряков предупредил об опасностях глобализации

«Я только что вернулся из Японии. И вот просыпаюсь там рано утром – всё-таки разница во времени плюс 5 часов, – выхожу на балкон, закуриваю первую сигарету, выпиваю первую чашку чая. Где-то полшестого утра. Туман. Только-только светает. И вдруг я наблюдаю потрясающую картину. Четыре японских кошки, по внешнему виду неотличимые от русских, идут по свои делам. Идут гуськом! Это свидетельство того, что животные во многом перенимают манеры людей. Японские кошки не ходят сами по себе, а японские собаки не брешут. Так что нам с вами стать японцами нельзя, не нужно, да и глупо.

Япония преподаёт большой урок и нам, и всему миру. Заключается он в следующем: люди разные, и это очень хорошо. В эпоху так называемой глобализации всякий разумный человек должен оставаться в меньшинстве и твердить, что эта глобализация никому не нужна. Иначе не поддержать равновесия. Когда слишком мотает в одну сторону, всё превращается в полный абсурд.

Спасибо всем, кто здесь присутствует и сопротивляется той атмосфере, которая нас окружает – не только в нашей стране, хотя у нас хуже, чем в других странах. Всё так устроилось, что деятельность, немедленно не приносящая денег, считается глупой, отсталой, противоречащей прогрессу и эволюции. Думаю, это не так.

Сила мира – в его разнообразии. И мы по мере наших скромных сил должны его сохранять. Помимо всего прочего, в таком мире просто приятнее и интереснее жить».

STRF

©РАН 2024