Печатный станок на амбразуру: как ученые хотят закрыть бреши в госбюджете

05.08.2016



 

Информационное агентство «ФедералПресс» / Наталья Никитина

4 августа 2016

Печатный станок на амбразуру: как ученые хотят закрыть бреши в госбюджете

Около 3,6 триллионов рублей необеспеченной эмиссии выведут российскую экономику из кризиса, уверены ученые.

Ученые Финансового университета при Правительстве РФ и Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН предложили государству свою теорию о том, как вывести экономику страны из кризиса. Соответствующий документ был направлен в правительство 20 июля. Предложение не связано с деятельностью уже существующих «спасательных» групп в области экономики – Столыпинского клуба с его «Стратегией роста» и Алексея Кудрина с материалами Центра стратегических разработок. Однако во многом сотрудники Финуниверситета и РАН пошли столыпинской тропой, усилив реперные точки этой стратегии до почти экстремистского максимума. Основные предложения ученых по росту ВВП – в материале «ФедералПресс».

Реальный сектор в приоритете

Как и члены Столыпинского клуба, которые сами себя называют «рыночниками-реалистами», ученые-экономисты видят основу выхода из кризиса в стимуляции реального сектора экономики. Обеспечить его развитие предполагается за счет «перенастройки» банковской системы. И одним из основных (если не основным) инструментом стабилизации макроэкономической ситуации разработчики видят ЦБ РФ. Использовать этот инструмент по назначению предполагается способом, кардинально отличным от сегодняшнего. В первую очередь, предполагается максимально возможное снижение ключевой ставки ЦБ РФ и кардинальное смягчение денежно-кредитной политики банка-регулятора (как и всей банковской системы) в целом. Так, с ключевой ставки ученые предлагают снять роль регулятора валютных рынков – подобная мера, по их мнению, подрывает саму возможность проведения в стране независимой денежно-кредитной политики.

Еще одна роль Центробанка видится ученым Фининститута и ИНП РАН в том же свете, что и «столыпинцам» - роль денежного эмитента. По существу, экономику предлагается фактически «накачать» необеспеченной эмиссией (3,6 триллиона рублей в год, по расчетам ИНП), направив львиную долю этих средств на реальный сектор экономики. В условиях низкого уровня монетизации российской экономики (46% в 2015 году) и немонетарного характера текущей инфляции, ученые не видят никакого риска в подобных мерах. «В таком предложении есть доля риска (необходимо контролировать масштабные заимствования государством на внутреннем рынке с целью предотвращения выстраивания новой пирамиды государственного долга, аналогичной сложившейся к 1998 году), но еще больший риск заключается в «сползании» российской экономики в длительный кризис», - предостерегают разработчики.

Еще одной кардинальной мерой, направленной напрямую на стимулирование производственников, является так называемая «инвестиционная льгота» - компании, которые ведут деятельность в приоритетных для государства направлениях, предлагается поддерживать с помощью льготы по налогу на прибыль организаций. Основным условием при ее предоставлении будет целевое использование сэкономленных средств – на капитальные вложения в обновление основных фондов компании.

Для малого и среднего бизнеса (МСП) в сфере приоритетных для государства направлений предлагается ввести четырехлетние «налоговые каникулы» - независимо от даты регистрации юрлиц.

Общим компасом и качественным ориентиром успешности всех мер ученые Финуниверситета и РАН видят экономическую добавленную стоимость. Это также перекликается со «столыпинской» стратегией с ее акцентом на производительность труда как основного индикатора динамики ВВП.

Валютный безлимит

В области валютной политики государства в противовес инфляционному таргетированию ЦБ РФ противопоставляется «управляемое плавание рубля». Сгладить спекулятивные колебания валютного курса предполагается за счет регулирования курса рубля путем воздействия на рыночные каналы его спроса и предложения. Диапазон воздействий навскидку широк –вплоть до ограничений на проведение валютных операций между юрлицами (как резидентами, так и нерезидентами), а то и полного запрета экономическим субъектам совершать сделки купли-продажи иностранной валюты в случае, если они непосредственно не связаны с экспортно-импортными операциями. В свою очередь, за исполнениями таких контрактов авторы предлагают следить особенно пристально. Экспортеры (особенно госкомпании), по мнению разработчиков стратегии, должны продавать всю выручку, полученную в иностранной валюте.

Параллельно государству следует форсировать проработку механизма рублевых расчетов за российский экспорт. На начальном этапе расчет рублями планируется сделать обязательным для стран СНГ, позднее – со странами ЕАЭС и БРИКС. Таким образом предполагается заинтересовать экспортеров в укреплении рубля как базовой расчетной валюты. При этом в качестве альтернативы доллару и евро ученые видят азиатские валюты – сингапурские и гонконгские доллары, а также оффшорный китайский юань.

С сырьем помягче, с оружием – пожестче

Одной из мер, направленных на повышение покупательской способности населения, и как следствие – спроса, ученые считают уточнение правил кадастровой оценки земельных участков. При создании новых, лояльных коэффицентов предполагается учитывать реальные темпы инфляции и состояние сферы жилищного строительства (хотя в документе не указано, чьи именно мониторинги и расчеты будут браться за основу).

Мягкая политика, на взгляд сотрудников Финуниверситета и РАН, должна вестись и в части налогообложения в сфере нефтегазодобычи. Государству предписывают отказаться от каких-либо изменений системы налогообложения добычи углеводородов в 2016 году, обосновывая это крайне нестабильной текущей политико-экономической ситуацией, в которой компании ежемесячно пересматривают свои инвестиционные и операционные планы. «Изменение в налогообложении будет сильным дестабилизирующим фактором, поскольку уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли в результате корректировки налогового маневра уже превышает 85% от выручки», - подчеркивают ученые.

Однако лояльность к нефтегазовому сектору сочетается в документах с предельной жесткостью к околооборонным сферам - доходы от экспорта вооружения, которые сейчас получает госкорпорация «Ростех», предлагается включить в состав доходов федерального бюджета.

Еще одна отрасль, которая показалась ученым достаточно перспективной в части пополнения доходной части бюджета – сфера IT. Понятия «цифровая поставка» и «международная цифровая поставка» предлагается закрепить в российском налоговом законодательстве и обложить налогом иностранные IT-компании, которые продают свои разработки российским потребителям.

Бюджетная политика

При формировании федерального бюджета ученые также делать упор на стимулирование сектора реальной экономики путем бюджетного инвестирования и привлечения госкомпаний к финансированию приоритетных государственных инвестпроектов.

Также разработчики предлагают отказаться от резкого и кратного секвестирования бюджета, призывая оптимизировать его с учетом долгосрочной перспективы. «Необходимо максимально возможно избегать сокращения бюджетных инвестиций, расходов на НИОКР и других расходов, не являющихся публичными обязательствами, но обеспечивающих создание условий для реструктуризации национальной экономики и экономического роста», - отмечается в документе.

Пределы государственного заимствования также предполагается увязать с версткой федерального бюджета, ограничив их утвержденными годовыми параметрами. К формированию бюджета ученые предлагают привлечь гражданское сообщество – «представителей профессиональных сообществ и социальных групп», не уточняя, однако, по каким критериям будут отбираться их представители.

В сфере межбюджетных трансфертов предполагается дать регионам больше свободы в части финансирования закрепленных за ними расходов за счет закрепления госгарантий на оказание услуг в отраслях соцсферы. Также разработчики предлагают создать и ввести механизм мониторинга расхода и возврата бюджетных субсидий.

В целом идеи, предложенные коллективами Финуниверситета (под руководством доктора экономических наук М. Эскиндарова) и Института народнохозяйственного прогнозирования (под руководством академика В. Ивантера) практически противоположны текущему курсу финансово-экономического блока правительства. На фоне общно и тезисно изложенной «Стратегии роста» Бориса Титова и консервативно нацеленного вектора развития, предложенного Алексеем Кудриным, стратегия ученых выглядит наиболее продуманной, но рискованной. Если «столыпинцы» оценили объем требуемых российской экономике денежных вливания в 1,5 триллионов рублей, то ученые замахнулись гораздо выше, увеличив цифру практически в два раза – до 3,6 триллионов. На момент публикации материала официальной реакции Правительства РФ на инициативу Финуниверситета и ИНП РАН не последовало, однако ожидается, что вопрос о введении в России программы необеспеченной эмиссии денег президент Владимир Путин рассмотрит на заседании экономического совета в октябре.

 Ссылка на статью:  http://fedpress.ru/article/1659096

Подразделы

Объявления

©РАН 2024