13 марта 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

13.03.2007

Научное сообщение «О развитии Дальнего Востока и восточных районов России». Докладчик - член-корреспондент РАН Ишаев Виктор Иванович

 

Сообщение для прессы

 

13 марта 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук.

 

Заседание открылось церемонией вручения диплома о присуждении ученой степени доктора honoris causa профессору Дюла Сваку (Венгрия).

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «О развитии Дальнего Востока и восточных районов России».

Докладчик - член-корреспондент РАН Ишаев Виктор Иванович.

Экономическая и социальная ситуация на Востоке России и, особенно, в Дальневосточном регионе остается весьма сложной. В последнее время мы смогли привлечь внимание к нашему региону Президента, Правительства и Парламента, но выработка долгосрочной стратегии его развития происходит достаточно трудно, в том числе и потому, что научному обоснованию этой проблемы не уделяется необходимого внимания.

Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на, в общем-то, парадоксальный факт: программа, кратко назовем ее «Дальний Восток и Забайкалье», претерпев неоднократные корректировки, нынче опять модернизируется и корректируется. Почему это происходит?

В немалой степени потому, что инвестиционная часть программы не исполняется почти абсолютно. В результате «реализации» программы, я намеренно беру это слово в кавычки, ситуация на Дальнем Востоке стала еще хуже. Если в прежних редакциях программы мы ставили задачи стабилизации социально-экономической ситуации, создания условий развития, то сейчас, по-существу, речь должна идти о сохранении, в экономическом и даже физическом смыслах, этого региона и его населения.

После финансового кризиса 1998 г. Дальний Восток, как и вся страна, вступил в полосу восстановительного роста. Однако его динамика существенно отстает от среднероссийской. Разрыв в накопленных темпах роста ВРП нарастает и в настоящее время составляет 24,2 процентных пунктов. За период с 1991 по 2005 гг. численность постоянного населения Дальнего Востока уменьшилась на 1 миллион 495 тысяч человек или на 18.3 %., в том числе за счет миграции - на 1 млн. 220 тыс. человек (81.6 % общей убыли), за счет естественной убыли – на 273 тыс. человек (18.3 %). Сокращение населения в России после 1998 г. составило 2 %. За этот же период Дальний Восток потерял 714 тыс. человек или 10.2 %.

По прогнозным оценкам, учитывающим прогноз ООН для всей России, после 2010 г. предполагается катастрофически быстрое сокращение численности населения в регионе, большее, чем в других регионах страны. Согласно этому прогнозу число жителей региона к 2025 г. уменьшится более чем на треть и составит около 4,7 млн. человек (уровень 1959 г.). К 2050 г. при сохранении сложившейся демографической ситуации на Дальнем Востоке число жителей может составить около 4 млн. человек.

Последние 15 лет отказ государства от проведения целенаправленной политики относительно дальневосточного региона привел к катастрофической ситуации. Если государство немедленно не изменит своего отношения к региону, то существует вполне реальная угроза экономической и физической утраты территории.

Плачевное состояние экономики и социальной сферы Дальнего Востока и Забайкалья, кроме вышеупомянутых причин, есть результат отсутствия у Правительства РФ грамотной региональной политики вообще. Прежде всего, позвольте представить Вам исходные предпосылки моих рассуждений по поводу этой проблемы.

Дифференциация регионов по важнейшим показателям социально-экономического развития показывает, что различия между субъектами Российской Федерации не только не сокращаются, но, напротив, увеличиваются. Дальнейшее игнорирование проблем регионального развития в России просто невозможно. Отставание ряда регионов по уровню социально-экономического развития будет приводить к росту социальной напряженности, увеличению дотационности региональных бюджетов.

При этом качественные различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации означают, что универсальная стратегия их развития невозможна. Необходимо определить наиболее оптимальные пути развития каждого региона, изыскать резервы развития неблагополучных территорий, создать для этого стимулы и условия. Именно эта задача может и должна быть решена в рамках государственного регионального планирования развития регионов.

Следует обратить внимание на то, что экономика Дальнего Востока (как и Сибири) в целом представляет не отсталый, а один из наиболее продуктивных и своеобразно самодостаточных компонентов экономической структуры России. Например, выработка ВРП на одного занятого на Дальнем Востоке на 10-11 % превышает аналогичный среднероссийский показатель. Это означает, что 1 % прироста ВРП на Дальнем Востоке более весом, чем в среднем по стране, и проблема повышения темпов роста на востоке – не сугубо региональная, а национальная задача.

Необходимым системным условием сокращения разрыва в территориальном развитии страны в целом, а также решения проблемы динамичного экономического и социального развития Дальнего Востока, в частности, является обеспечение условий роста в регионах с непременным и значительным участием государства.

При этом необходимыми являются следующие мероприятия, которые позволят обеспечить динамичное экономическое и социальное развития Дальнего Востока.

1. Увеличение ежегодного финансирования только ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» как минимум до 30 млрд. руб. в течение 2007-2010 гг. с постепенным увеличением этой суммы. Общее увеличение инвестиционного портфеля, включая корпоративные и другие привлеченные инвестиции, должно составить порядка 700 млрд. руб. ежегодно против 180-200 млрд. руб. в настоящее время.

2. Всемерная поддержка и развитие проектного подхода в развитии Дальнего Востока, базирующегося на ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» и государственно-частном партнерстве

3. Использование в экономической политике развития восточных регионов страны наработок институтов РАН в области размещения производительных сил, касающихся территориально-производственных комплексов (ТПК) и интегрированных территориально-производственных зон (ИПТЗ) в Южном широтном поясе, а также Северном широтном поясе. Важным моментом при рассмотрении перспективы этих ИПТЗ является то, что они уже сейчас находятся в зоне интересов крупных российских и иностранных компаний. Здесь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Одновременно здесь сосредоточены зоны и ареалы депрессии, которые могут получить импульс к оживлению и росту в результате таких мер, как, например, создание ОЭЗ инновационного типа в Томской, Новосибирской областях и на юге Дальнего Востока.

Создание на востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономиками регионов сопредельных (приграничных) стран предполагает изменение пространственного размещения производительных сил. Уже сейчас страна сталкивается с необходимостью реального расширения экономически активного пространства за счет севера азиатской части России. Важнейшей задачей становится интенсивное формирование Северного широтного экономического пояса (СШЭП). Научные исследования и экспериментальные расчеты дают основания утверждать, что Северный широтный экономический пояс необходим не столько для развития восточных регионов, сколько для России в целом.

Развитие Северного широтного пояса Дальнего Востока. Основными производственно-транспортными узлами Северного широтного пояса Дальнего Востока, имеющими значительный потенциал развития, являются Южно-Якутская интегрированная производственно-транспортная зона (ИПТЗ), Комсомольская ИПТЗ и Ванинско - Советско-Гаванская ИПТЗ.

Для усиления экономической роли России в СВА и реализации экономического потенциала ДВР необходимо формировать на его юге (Хабаровский, Приморский края, Амурская область, ЕАО) контактную зону, внешняя для России часть которой уже формируется высокими темпами на северо-востоке Китая с расчетом на дальневосточный ресурсный сектор.

Руководство КНР рассматривает Россию и Дальний Восток в качестве одного из ключевых поставщиков ресурсов. В настоящее время подавляющую часть российского экспорта составляет сырье и энергетические ресурсы. Также как и в целом по России, основу дальневосточного экспорта составляют ресурсы: нефть и нефтепродукты – 45 %, лес – 26 %, рыба – 6 %. На северо-востоке Китая сформировался и продолжает активно развиваться мощный комплекс деревообрабатывающих и нефтехимических предприятий, рассчитывающих на экспорт российского сырья.

Учитывая пространственные и социально-экономические особенности Дальнего Востока, следует обратить внимание на формирование в этом районе экономической контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-восточной Азии промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока.

Такая дуга опирается на крупные промышленно-инфраструктурные и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка. При условии создания эффективной институциональной среды появится реальная возможность превратить эту промышленно-сервисную дугу в своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности депрессивного субрегиона и увеличивая ресурсы накопления и инвестирования.

Кроме того, необходимо всемерное стимулирование развития СЭЗ в регионе: промышленно-производственных, инновационных, рекреационных, туристических. Стимулировать и развивать обрабатывающий сектор промышленности, в первую очередь, в лесной промышленности, металлургии, машиностроении, а также в ТЭК. Необходимо развивать и наращивать не экспорт топливных ресурсов, а электроэнергии, продуктов нефтепереработки и газохимии. Сохраненный потенциал в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку в южную зону региона. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом формирования кластеров, ориентированных на законченный цикл – «добыча-переработка».

Стратегия развития Дальнего Востока предопределяется реальным изменением баланса позитивных и негативных компонент формирования внутринациональных и глобальных сценариев. Эти сценарии определяются в свою очередь сочетанием вызовов и реальных возможностей ответа на эти вызовы.

Анализ тенденций, условий и факторов перспективного развития дает основания утверждать следующее. Инерционный вариант развития Дальнего Востока не позволяет развиваться в 2006-2010 гг. темпом выше 5 % в год, а в 2011-2015 гг. темпы роста могут даже снизиться до уровня 2.5-3 % в среднегодовом исчислении. Только в случае реализации крупных инвестиционных проектов Дальний Восток сможет развиваться высокими и устойчивыми темпами. Инвестиционные потребности стратегического варианта развития Дальнего Востока на период 2006-2020 гг. оцениваются в ценах 2003 г. на уровне 10800 млрд. руб. (376.7 млрд. долл.). Инвестиционные потребности проектов составляют примерно 6250 млрд. руб. (233.3 млрд. долл.), т.е., 60 % от общих инвестиций. Эффективность реализации стратегии развития Дальнего Востока оценивается в следующих показателях. Ожидаемый прирост ВРП от реализации инвестиционных проектов составит до 30 млрд. долл. Средний срок окупаемости проектов – 7-7.5 лет при средней рентабельности 12-13%.

Предполагаемый масштаб инвестиций позволит полностью обновить технологическую основу экономики регионов, снизить материалоемкость общественного производства, увеличить производительность общественного труда. Кроме прямых эффектов проекты дают эффекты дополнительные, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей, территориально или технологически близких к каждому из этих проектов. Прежде всего, предполагается, что они будут реализованы в сфере услуг, на транспорте, в торговле, строительстве, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности, малом бизнесе, то есть, реально будут способствовать становлению на Дальнем Востоке более прогрессивной структуры экономики.

 

В обсуждении доклада приняли участие:

Академик Велихов Евгений Павлович сказал, что Президиум поддерживает основные идеи доклада о том, что необходимо развивать обрабатывающую промышленность. На Сахалине, прежде всего, развивались машиностроение и промышленность. Нужно это сделать в Комсомольске-на-Амуре и других городах. Нужно преломить ситуацию, когда олигархи обращаются в иностранные компании с заказами на производство оборудования (например, для АЭС). Собирать станцию надо на нашем заводе. Это же касается платформ, оборудования для сжиженного газа. Это обеспечит занятость и развитие науки. Деревообработка. Во всем мире идет бум развития этанола. Мы должны включиться в этот процесс. Этанол можно получать из древесины. Должны быть приняты очень серьезные меры по развитию этого направления. Общественная палата обещала помочь.

Академик Добрецов Николай Леонтьевич подчеркнул, что появляется возможность реализовать разработки СО РАН и ДВО РАН. Программа должна быть комплексной и территориально сбалансированной. Нужно охватить и Красноярский край, так как там уже финансируется ряд инвестиционных проектов (например, по развитию Приангарья). Главный вопрос – трубопровод. Не решены многие вопросы добычи нефти. Не решены вопросы по гелию. Нет хранилищ, дешевых технологий добычи и переработки. Должна быть расширена программа «Урал промышленный и Урал полярный». Объединение всех этих проектов позволит более комплексно решить проблемы развития громадных территорий. На Дальнем Востоке нет опытного производства. Туда надо вложить средства. Надеюсь, что комиссия при таком высоком руководстве будет активно решать все стоящие перед регионом задачи.

Академик Некипелов Александр Дмитриевич отметил, что Виктор Иванович не в первый раз выступает на президиуме с интересными докладами. Сейчас происходят очень важные события. В стране начали уделять очень большое внимание развитию вопросов стратегического планирования. Начали проявляться зачатки промышленной политики, поставлен очень серьезный вопрос по Дальнему Востоку. Уходит в прошлое мнение, что все проблемы решит рынок.

Президент РАН, академик Осипов Юрий Сергеевич обратил внимание на то, что большие задачи стоят перед РАН – обеспечить научное сопровождение этой программы. Курировать эту работу будет академик А.Д. Некипелов.

Академик Гранберг Александр Григрьевич: Многолетние усилия РАН привели к тому, что Правительство серьезно повернулось к проблемам Дальнего Востока. Капиталовложения растут на порядки. Кроме того, многие частные фирмы включаются в инвестиционные проекты. Крупный бизнес старается получить лицензии на разработку месторождений и т.д. Министерство экономического развития, Минрегион и другие ведомства пытаются разработать стратегию развития Дальнего Востока. Но есть некоторые недоработки. Поэтому необходимо участие ученых РАН. СОПС много работает по подготовке модели развития Дальнего Востока. Один из выводов – для того, чтобы развивать национальную экономику, надо, прежде всего, развивать регион Сибири и Дальнего Востока. Еще 5 лет назад был разработан инвестиционный проект строительства мостового перехода на Сахалин с материка. Сейчас, после 5 лет молчания, вдруг возник активный интерес Минтранса к этому проекту. В нем готова принять участие и Япония. Необходимо в рамках комиссии создать научный экспертный совет.

Академик Львов Дмитрий Семенович: Сообщение связано не только с Дальним Востоком. Мы рассматриваем стратегическое направление развития экономики страны. У 80% населения страны за 16 лет реформ доля денежных поступлений сократилась в 1,5-2 раза, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. Условия, в которых находится население Дальнего Востока – очень суровые. Поэтому любую программу надо начинать с разработки социальной политики. Программа развития страны до 2010 года, разработанная Минэкономразвития, выполнена сейчас всего на 7%. Ученые РАН разработали стратегию развития народного хозяйства страны до 2010 года. Но этот документ не используется Правительством, потому что противоречит взглядам некоторых руководителей министерств на экономическую политику. Нет стратегической линии экономического развития страны в целом. Для развития Дальнего Востока необходимы колоссальные средства. Очень важно, что руководство края думает о развитии страны.

Академик Нигматулин Роберт Искандрович: Нужно осознать крупные, очень важные вещи. Важнейший вывод: мы из стратегии развития переходим в стратегию выживания. Должен быть изменен экономический порядок. Оплата труда должна быть повышена в 2 раза; во столько же раз должна возрасти доля инвестирования государства. Изменен сам характер государства. Коррупция пронизала всю страну. Понятно, что если пустить стабфонд в инвестиции, то все деньги разворуют. Никакие предложения ни к чему не приведут, если мы не объясним народу, как нужно себя вести, развивая экономику.

В заключение Президент РАН, академик Осипов Юрий Сергеевич отметил, что вопрос поставлен на президиуме очень вовремя. В Правительстве придается очень большое значение этой проблеме. Речь идет о национальной безопасности страны. Исключительно большую работу ведет СОПС. Недавно на заседании правительства состоялось детальное обсуждение положения в Республике Саха. В этом большая заслуга СОПС. Впервые за 15 лет так масштабно поставлена задача перед РАН. Для РАН вопрос развития науки на Дальнем Востоке – один из важнейших. Без серьезного развития ДВО невозможно полноценное научное сопровождение программы.

 

Президиум РАН рассмотрел вопрос о присуждении премий имени выдающихся ученых 2007 года: имени Н.В. Мельникова (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения наук о Земле) и имени Б.Н. Петрова (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления).

Президиум РАН постановил:

- присудить премию имени Н.В. Мельникова 2007 года академику Курлене Михаилу Владимировичу за монографии «Геомеханика и техносфера» и «Теногенные геомеханичекие поля напряжений».

Научное значение представленных работ состоит в развитии экспериментальной геомеханики, теории горного давления и методов комплексного освоения месторождений на больших глубинах, опасных по динамическим явлениям. Исследования М.В. Курлени имеют народнохозяйственное значение, так как они выполнены для основных горнодобывающих регионов Сибири и Дальнего Востока.

- присудить премию имени Б.Н. Петрова 2007 года члену-корреспонденту РАН Микрину Евгению Анатольевичу, доктору технических наук Кульбе Владимиру Васильевичу, доктору технических наук Павлову Борису Викторовичу (Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН) за цикл работ «Модели и методы проектирования информационно-управляющих систем космических аппаратов».

В данном цикле работ рассматривается и решается важная научно-техническая проблема – повышение безопасности функционирования систем космических аппаратов оптимизацией структуры их информационного и программного обеспечения. На основе единой методологии и принципов модульности авторами были разработаны комплексный подход, методы формализации, модели и алгоритмы проектирования информационно-управляющих систем (ИУС) реального времени для бортового комплекса управления (БКУ) космических аппаратов, реализация которых обеспечивает синтез программного и информационного обеспечения, а также его комплексную обработку и испытания. На основе разработанной методики классификации элементов программного обеспечения по категориям критичности и предложенной совокупности матричных моделей созданы алгоритмы, обеспечивающие формализованный анализ и структурирование моделей появления и развития нештатных ситуаций, реализация которых обеспечивает синтез программного и информационного обеспечения, а также его комплексную обработку и испытания. Представленный цикл работ является обобщением совместной творческой деятельности авторов на протяжении более 10 лет по проектированию, разработке и эксплуатации автоматизированных систем реального времени различного класса и информационно-управляющих систем космических аппаратов.

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

 

Информация предоставлена Пресс-службой РАН.

 

Пресс-служба РАН:

 

Руководитель - Преснякова Ирина Васильевна тел./факс: 954 11 45 E-mail - irina@presidium.ras.ru

Главный специалист - Бадо Анна Ефимовна тел: 237 90 02; E-mail – novo@presidium.ras.ru

Главный специалист – Каменева Валентина Сергеевна. Тел. 237-81-15 E-mail – vskameneva@presidium.ras.ru

Главный специалист Колесникова Марина Валерьевна т/ф.: 718 17 55  E-mail - mvel@mail.ru; marina@presidium.ras.ru

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024