10 июля 2008 г. Б.С. Кашин. О двух поправках к опасному законопроекту

10.07.2008

-

13.02.200903.07.2008 г.
Борис Кашин, депутат Государственной Думы (фракция КПРФ). Из выступлений в Госдуме.

Второго июля Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О содействии развитию жилищного строительства", несущий в себе новые угрозы для научных, образовательных и других государственных организаций и, одновременно, открывающий новые возможности для коррупционных действий чиновников. Фракция КПРФ единогласно голосовала "против". В соответствии с Регламентом Госдумы, единственной возможностью высказать свою позицию по законопроекту во время второго чтения - внести в него поправки и обосновать целесообразность их принятия.

Ниже приводятся мои выступления на пленарном заседании Госдумы в связи с двумя поправками (получившими номера 17 и 18) в указанный законопроект.

Поправка 17 предлагала, чтобы при рассмотрении вопроса об изъятии у государственной организации для последующей продажи земельного участка, отнесенного к особо ценным землям, окончательное решение принимается Правительством РФ.

Поправка 18 вводила норму об обязательном и своевременном информировании организации о том, что процесс изъятия у нее земли запущен.

Обе поправки были отклонены исключительно голосами "Единой России". Надеюсь, что руководители и сотрудники государственных организаций, ознакомившись с приведенными ниже аргументами, сделают для себя необходимые выводы.

Выступление по поправке №17

Если кратко обозначать то, что сейчас происходит, то можно сказать так: в дикой спешке создается "чрезвычайная комиссия" по приватизации федеральной земли. Неизбежны и аналогии с залоговыми аукционами 90-х годов, итог которых общеизвестен. За 5 дней, прошедших между первым и вторым чтением разработчики законопроекта кардинально изменили организационную форму этой "чрезвычайной комиссии". И сейчас мы видим схему, когда реальная власть будет сосредоточена у Генерального директора Фонда и у чиновников, работающих в Правлении Фонда, а ответственность за принятые решения ложится на две аморфные структуры, действующие на общественных началах:
Попечительский Совет Фонда
(это редкий случай, когда Попечительский Совет оказывается высшим органом управления)  и некий  Межведомственный Коллегиальный Орган,
принимающий окончательное решение об изъятии земли у государственных организаций. Ответственность за последствия принятых решений оказывается полностью размытой. Кроме того, возникает вопрос: хотим ли мы на законодательном уровне защищать организации, решающие задачи государственной важности, или последовательно реализуем политику их притеснения? Напомню, к примеру, что в 2006 г. вступили в силу поправки к закону "О науке и государственной научно-технической политике", ликвидировавшие норму закона о том, что земля за РАН закрепляется в бессрочное безвозмездное пользование. Теперь власть движется дальше и дает возможность указанному выше Межведомственному Коллегиальному Органу распоряжаться судьбой важнейших научных образовательных и других государственных организаций.

Поправка предлагает поднять уровень ответственности за принимаемые решения в случае, когда речь идет об особо ценных землях (а к таким землям, в соответствии с Земельным кодексом, относятся, в частности, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций) и установить, что решение об изъятии у государственных организаций земельных участков, отнесенных к особо ценным землям, принимается Правительством Российской Федерации, а не непонятным Межведомственным Коллегиальным Органом. Прошу поддержать и специально обращаюсь к представителям Президента и Правительства Российской Федерации с предложением критически проанализировать наличие в рассматриваемом законопроекте механизмов всестороннего учета государственных интересов в процессе приватизации федеральной земли.

Выступление по поправке №18

Предлагая эту поправку, я исходил из желания хотя бы в минимальной мере учесть интересы государственных организаций, которые после принятия рассматриваемого закона могут потерять землю, здания и возможность работать. Консультировался с РАН, РСХА, которые могут пострадать. Если говорить о представлении темы этого закона в СМИ, то все начиналось, как у нас часто бывает, очень неплохо. Премьер встречается с президентом РАН и, проявляя заботу о молодых ученых, говорит о необходимости строить жилье для них, на землях, переданных РАН. Тут кстати сразу возникает вопрос по поводу нашей системы улучшения жилищных условий, но оставим этот вопрос за скобками сегодняшнего обсуждения.

Итак исходная идея понятна: целевым образом использовать федеральную землю, в частности, для строительства доступного жилья. Что же получилось в итоге проработки этой идеи в Правительстве и Комитете по строительству и земельным отношениям Госдумы? От заботы о науке и ученых в законопроекте остались только слова "технопарк" и "бизнес-инкубатор". Зато получился механизм изъятия земли и недвижимости у государственных организаций науки, промышленности, культуры, сельского хозяйства, который не предполагает даже информирования этих организаций об их несчастной доле до принятия решения об изъятии. По этому закону, если какому-то ООО покажется, что земли института, скажем (чтобы не отстать от моды), наноисследований лучше пустить под застройку, то ООО пишет об этой своей инициативе в орган власти субъекта РФ, а тот пересылает все это в Фонд. И машина поехала... При рассмотрении этого вопроса, Фонд вправе запросить правоустанавливающие документы (и все!) на земельный участок, привлекший внимание ООО, а может и не запрашивать.

А ведь необходимо разобраться, если ограничиваться нашим примером, имеет ли смысл отбирать у института наноисследований землю, или этот институт (хотя он не пользуется поддержкой региона, где расположен) через месяц осчастливит страну уникальным открытием? Что предлагается в поправке? Всего лишь вовремя проинформировать организацию, о том, что процесс изъятия у нее земли запущен, чтобы она могла, возможно, при поддержке курирующего ее ведомства представить свои аргументы в создаваемый, в соответствии с рассматриваемым законопроектом, Межведомственный коллегиальный орган, принимающий окончательное решение. Я призываю депутатов, работавших в вузах, академиях, ГУПах, сельском хозяйстве поддержать эту поправку, чтобы не оказаться в неловком положении перед своими бывшими коллегами и, главное, - не растерять тот потенциал, который страна смогла еще сохранить, несмотря на варварские действия либерал-реформаторов, на счету у которых, в частности, уничтожение сотни уникальных научных коллективов.

 

4 июля Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект "О содействии развитию жилищного строительства". Коммунисты его не поддержали.  От имени фракции КПРФ на пленарном заседании выступил депутат Борис Сергеевич Кашин.


– Уважаемые депутаты, это не совсем обычный законопроект. Я предлагаю обратить на него особое внимание.


Вот в этом законопроекте достигнуто полное соответствие между формой и содержанием. Форма рассмотрения – это исключительная спешка и

нарушение Регламента Государственной Думы. Я думаю, даже есть повод для рассмотрения комитетом по Регламенту. А содержание закона никак не стимулирует удешевление жилья, опасно для государственных организаций и открывает новые возможности для коррупции.


Стараясь отличиться в скорости и реакции на указ президента, разработчики оказывают ему, а главное, всем нам медвежью услугу.


По форме. 9 июня внесён в Думу проект. 25-го июня – первое чтение, пять дней – на поправки. 30 июня рассматривает комитет все эти поправки. И за пять дней из 15 статей и 25 страниц стало 20 статей и 62 страницы текста. Смысл кардинально изменился.


После 30-го, до 1 июля, когда здесь мы его рассматривали, текст ещё раз изменился, очень серьёзно. Это, мы видим, нарушение Регламента, потому что комитет не собирался, по крайней мере, наши депутаты от оппозиции никак не информировались, а текст серьёзно изменился.


Даже сейчас, после второго чтения, внесены поправки, вряд ли относящиеся к лингвистическим. Так, если во втором чтении в статье 19 было написано, что "правительство определяет персональный состав Попечительского совета фонда", то сейчас написано "утверждает персональный состав" этого совета. Вот такая форма работы.


Теперь по содержанию. Создаётся чрезвычайная комиссия по приватизации федеральной земли, отсутствует механизм учёта государственных интересов при изъятии у государственных организаций земли и недвижимости. Не может некий аморфный орган, созданный в соответствии с этим законом, "межведомственный коллегиальный орган", как он тут назван, работающий на общественных началах и нерегулярно, решить, не совершаем ли мы непоправимую ошибку, отбирая землю и недвижимость у научно-исследовательского института или опытного сельхозпредприятия. Критерий принятия решения отсутствует, механизм продажи участков не проработан, всё это способствует коррупции.

Мы призываем всех депутатов проголосовать против этого опасного законопроекта.

 

 

©РАН 2024