Чего вы ждете от экономической науки?

13.10.2009

Впервые Нобелевскую премию по экономике получила женщина

Нобелевский комитет по экономике объявил вчера лауреатов премии 2009 года. Ими стали американцы Элинор Остром и Оливер Уильямсон за исследования в области экономической эффективности операций компаний в зависимости от их организационной формы. При этом Эли нор Остром оказалась первой женщиной экономистом, получившей эту награду.

Как говорится в заявлении стокгольмского комитета, премия была присуждена исследователям за " анализ экономического управления " . " Исследования Элинор Остром и Оливера Уильямсона продемонстрировали, что экономический анализ может пролить свет на различные формы социальной организации " , — сообщает комитет.

Александр Некипелов / вице-президент Российской академии наук, академик РАН, доктор экономических наук

Экономическая наука сегодня является очень диверсифицированной сферой знаний и включает, с одной стороны, сугубо абстрактные фундаментальные исследования, которые строятся на математических принципах. Здесь тоже ведутся свои работы, которые призваны углубить и сделать более органичными наши знания о функционировании экономических систем. Однако, с другой стороны, есть исследования, более ориентированные на решение сегодняшних проблем: многие из них находятся в области макроэкономики и микроэкономики. Возникают принципиально новые сферы и многое другое, что хотя и является серьезным прогрессом в науке, но нарушает ее целостность, сложившуюся на предшествующем этапе. А потому регулярно востребованы и исследования первого типа, о которых я говорил, — чтобы воссоздавать целостность на новом уровне.

Ну и, конечно, очень большой интерес сейчас везде привлекает анализ экономического и финансового кризиса и путей выхода из него: что уже произошло, как изменилась финансовая система и какие изменения еще предстоят. Сегодня эта сфера, наверное, наиболее близка к реалиям. Наука могла бы помочь предсказывать какие-либо новые кризисы в будущем, а также отчасти смягчать их и предупреждать.

Сергей Гуриев / ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук

Я считаю, что экономическая наука — это наука молодая, однако развивается она в правильном направлении и действительно добивается все больших и больших успехов. Предсказывать кризисы она никогда не сможет, но, безусловно, сможет делать так, чтобы эти кризисы были менее болезненными и чтобы антикризисная политика была более понятной и эффективной. Сейчас это уже ощущается. Вы, наверное, заметили, что антикризисные меры были сформулированы в большинстве стран очень быстро. А главное — что они вроде бы сработали. Любая наука идет от опыта, когда обобщаются эмпирические наблюдения, строятся теории, которые им не противоречат, эти теории соответствующим образом тестируются, и получаются рекомендации, которые затем используются.

Валерий Зубов / член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция "Справедливая Россия"), доктор экономических наук

От экономической науки в целом я жду качественного изменения после кризиса. Скажем так, все знания девальвируются, и сейчас нужны принципиально новые подходы. В первую очередь это касается способов организации бизнеса: это международная кооперация, изменение отношения к понятию секретности, это второй этап перегруппировки бизнесов из развитых стран в развивающиеся и приход новых молодых компаний в традиционные отрасли (такие, например, как атомная промышленность, космос, электроника, софт, энергетика). Плюс, конечно, необходим пересмотр социальных систем. То, что мы называем частно-государственным партнерством, должно проснуться с социальной сферы, потому что кризис начался именно там.

Однако ничего нельзя ждать при этом от страны, которая принципиально не хочет настраиваться на новации. Поэтому, боюсь, мир от нас ничего и не ждет, а это досадно.

Константин Титов / зампред комитета Совета федерации по социальной политике и здравоохранению, доктор экономических наук

Мне бы очень хотелось, чтобы экономическая наука не только помогала бороться с таким неприятным для всего человечества в целом и для российского народа в частности фактом, как экономический кризис (что, несомненно, необходимо), но чтобы она достаточно конкретно могла бы предсказывать такую ситуацию и говорить, какие действия будут мешать или способствовать развитию негативных событий. Потому что сейчас мы однозначного ответа ни в одном учебнике по экономике не найдем.

Соответственно, экономическая наука, конечно, приобретает в жизни всех нас все большее и большее значение, ведь мир глобализуется, рынки глобализуются, и в этой системе все отвечают за всех и каждый конкретно за себя. Не думаю, что научный прогресс здесь может зайти в тупик, так как мы с вами уже знаем факты, когда отдельные ученые ( как зарубежные, так и наши) кризис предсказывали и требовали осторожности и внимательности. Наверное, политики должны уделять больше внимания тем высказываниям, которые делают экономисты.

GZT.RU«ГАЗЕТА»

©РАН 2024