http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=3645725f-3478-4948-9d8a-58fdf5aa2676&print=1
© 2024 Российская академия наук

«У нас половина научных разработок делается учёными для себя любимых»

18.08.2017



Проблемы инноваций и науки Бурятии обсудили в Народном Хурале.

Инновации, инвестиции, цифровая экономика. Появится ли в Бурятии своя Силиконовая долина или Сколково? Это обсудили молодые ученые, предприниматели и депутаты.

Организатор дискуссии – председатель парламентского комитета, курирующего молодежную политику - так сформулировал один из вопросов дискуссии.

Цыденжап Батуев, председатель комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике общественным и религиозным объединениям: У нас научный потенциал, у нас четыре вуза, у нас сотни молодых, продвинутых, креативных молодых людей, А где тогда те наработки, которые сегодня работают на развитие республики?

Полпред научной молодежи республики заявил – есть разработки, не имеющие российских аналогов и конкурентоспособные на мировом рынке. Но нужны гранты на исследования.

Евгений Нолев, председатель совета научной молодежи Бурятского научного центра СО РАН: Учреждение подобного грантового фонда будет способствовать стратегическому развитию Республики Бурятия, вовлечение молодых ученых в решение социальных, экономических и стратегических задач регионов.

Но по оценке министерства спорта и молодежной политики, из порядка 400 разработок до рынка могут дойти единицы.

Сергей Перинов, заместитель министра спорта и молодежной политики Республики Бурятия – председатель комитета по молодежной политике: На самом деле, из них прикладной характер носят чуть больше 2-3%. У нас половина научных разработок – делается для себя любимых учеными.

Может поэтому гранты в республике выделяются, но не на разработки, а на уже коммерческие проекты.

Аюр Гармаев, руководитель центра делового образования торгово-промышленной палаты Республики Бурятия: Мы поддержали порядка 30 проектов на сумму до 500 тысяч рублей сегодня идет. НА сегодня мы работаем, пока, к сожалению, не с нашими инвесторами, а с западными инвесторами.

В случае успеха предприятия, его прибыль и дивиденды на экономику Бурятии работать не будут. Поэтому нужен республиканский венчурный фонд – для рискованных, но потенциально высокодоходных вложений.

А по мнению Евгения Германа, неэффективен существующий механизм поддержки. Сейчас она достается многим, но понемногу. К тому же даже эти небольшие средства не осваиваются.

Евгений Герман, руководитель студенческого блока центра молодежного инновационного творчества БГУ «Инсайт»: 23 млн было не освоено по программе инновационного предпринимательства.

Александр Жигжитов, директор учебно-инновационного центра БГСХА: Деньги не осваиваются в виде субсидий, потому что чтобы получить субсидию на возмещение затрат инновационной кампании, сначала нужно потратить. А этих кампаний у начинающих компаний нету – просто средств для того, чтобы купить что-либо. Имеется в виду вложиться. Таким образом, что отсюда – замкнутый круг получается.

К тому же малое инновационное предприятие имеет право на поддержку, если ему меньше года от роду.

Цыденжап Батуев: Наконец-то выделили средства, а в итоге 23 не освоено. А ради чего мы эти 23 млн выбивали? Зачем они пролежали?

В ходе дискуссии прозвучали другие предложения – плотнее работать с российской венчурной компанией и федеральным фондом содействия инновациям и принять закон о поддержке молодежного предпринимательства. При этом число молодых исследователей сократилось за пять лет почти вдвое. В парламентском зале прозвучала фраза: еще через пять лет закон о поддержке писать будет не для кого.

Источник: Аригус , Герман Галсанов, Виктор Горновской