Разработки ученых РАН: Универсальная вакцина

03.06.2013

Универсальная вакцина создаётся на основе разработки российских учёных

Прорыв в создании вакцины сразу против многих инфекций осуществлён международным коллективом исследователей. Статья об этом появилась в престижном американском журнале Proceedings of the National Academy of Science. Одна из наиболее важных частей работы проведена в Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН под руководством члена-корреспондента РАН Николая Нифантьева.

Николай Нифантьев: «Мы надеемся, что разрабатываемая вакцина позволит защищаться от воздействия многих, причём генетически очень разных, патогенов, с которыми не могут справиться даже очень сильные антибиотики»
Известно, что на поверхности клеток стафилококков (например, золотистого стафилококка, который печально знаменит устойчивыми к антибиотикам штаммами), а также ещё некоторых опасных бактерий имеется небольшое количество одного и того же полисахарида, PNAG. Химически этот полисахарид схож с хитином (наиболее распространённым полисахаридом в природе, из него, например, состоит внешний покров насекомых), но имеет ряд ключевых отличий. Ранее учёные из ИОХ РАН разработали синтетический олигосахарид, структурно родственный PNAG. Его соединения с некоторыми белковыми молекулами (в особенности со столбнячным анатоксином), оказались способны вызывать сильный иммунный ответ, причём такой, что может обеспечить защиту от инфекции (характерно не для всякого иммунного ответа). Это указало на возможность их применения в качестве синтетической вакцины.

В статье, опубликованной в PNAS, учёные из Гарвардской медицинской школы, ИОХ РАН и ряда других крупных исследовательских центров мира рассказали об успешном продолжении своих исследований. Вводя синтетическую вакцину лабораторным животным, исследователи получили антисыворотку (т.е. субстанцию, содержащую антитела), с помощью которой PNAG был теперь обнаружен на поверхности значительно большего числа микроорганизмов. Их общим свойством является способность образовывать колонии в виде биоплёнок, т.е. они относятся к наиболее сложной для лечения антибиотиками группе патогенов. Кроме стафилококков, это возбудители туберкулёза, малярии, кандидоза, аспергиллёза, менингита, перитонита, хеликобактериоза, гонореи, отитных и других инфекций. Примечательно, что у многих из них пока не было найдено генов, про которые известно, что они кодируют PNAG, хотя сам PNAG или его структурный аналог в них теперь обнаружен с помощью антисыворотки. То есть список бактерий, чувствительных к вакцине, может стать ещё шире, чем предполагалось до сих пор, раз PNAG представлен на поверхности указанных выше патогенов, в случае которых о его наличии и не подозревалось.

«Мы надеемся, что разрабатываемая вакцина позволит защищаться от воздействия многих, причём генетически очень разных, патогенов, с которыми не могут справиться даже очень сильные антибиотики, – говорит Николай Нифантьев. – Само по себе это является редчайшим случаем при разработке как вакцин, так и лекарств». В настоящее время проводятся доклинические испытания синтетической вакцины на животных; эти испытания показали хороший защитный эффект препарата.

Источники информации:

Colette Cywes-Bentley et al., Antibody to a conserved antigenic target is protective against diverse prokaryotic and eukaryotic pathogens. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2013. v. 110.

Marina L. Gening et al., Synthetic β-(1→6)-Linked N-Acetylated and Nonacetylated Oligoglucosamines Used to Produce Conjugate Vaccines for Bacterial Pathogens. Infection and Immunity, 2010, v. 78, pp. 764–772.

Источник: Наука и технологии России, Иван Охапкин