http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=51d9f3e7-f242-4d40-8fe4-9c6a497e9747&print=1© 2024 Российская академия наук
МОСКВА, 4 сен — РИА Новости
Ранее Владимир Путин заявил, что согласился со всеми предложениями главы РАН Владимира Фортова по реформе академии, кроме предложения оставить должности президентов для глав медицинской и сельхозакадемий.
«Это не значит, что ровно эти поправки будут приняты или отправлены в Думу. Но это хорошая новость в любом случае. Но надо быть все-таки осторожным», — сказал Рубаков.
Он отметил, что сама академия не имеет права вносить поправки в Госдуму, но это может быть сделано через депутатов.
Говоря о сути поправок, принятых ранее президиумом РАН и опубликованных на сайте академии, Рубаков отметил, что одна из наиболее важных касается принадлежности институтов.
«Поправки РАН исключают передачу институтов в ведение агентства (научных институтов РАН), институты остаются в ведении академии наук. При этом какая-то часть имущественных вопросов останется в ведении агентства. Еще одна позиция: что руководителем этого агентства по должности является президент РАН, не то, что лично Путин предложил лично Фортову, а по закону», — сказал академик.
Прежний вариант поправок предполагал, что институты «старой» РАН после оценки научной эффективности поступят в специального госагентства.
«Предусматривается довольно сложная процедура для назначения директоров институтов. В ней два ключа — один в руках президиума РАН, а второй — у комитета выдающихся ученых, который создается в рамках совета по науке и образованию при президенте РФ. В уставе академии наук затем должно быть прописано, что директора должны будут пройти процедуру выборов, как это сейчас делается», — сказал ученый.
Кроме того, отметил он, региональные отделения академии остаются юридическими лицами, а вопрос о членах-корреспондентах и академиках исчезает — речь в поправках идет просто о «членах академии».
Академии предлагается не описывать в законопроекте форму объединения РАН с академией меднаук и академией сельхознаук, чтобы этот вопрос регулировался другими правовыми актами.
«Подразумевается, что это будет некая ассоциация. При этом президент РАН будет президентом, а главы РАМН и РАСХН могут называться иначе, например председателями», — отметил Рубаков.
Изначально законопроект, внесенный в Госдуму в начале июля, предполагал ликвидацию РАН, РАМН и РАСХН, создание на их основе общественно-государственной организации «Российская академия наук».
При этом институты «старой» РАН после оценки научной эффективности предполагалось частично закрыть, частично передать в ведение профильных министерств, а частично — в ведение специального госагентства. «Новую» академию предполагалось лишить права непосредственного управления институтами, сохранив за ней лишь консультативные функции.
Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки: было решено не ликвидировать академию и сохранить ее организационно-правовую форму — государственное бюджетное учреждение, а РАМН и РАСХН оставить отдельными юридическими лицами «внутри» объединенной РАН. Кроме того, согласно этим поправкам, член-корреспонденты не становятся автоматически действительными членами академии.