http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=56a9342d-9592-40a6-8293-3c2eb7f241b2&print=1
© 2024 Российская академия наук

Урожайная сенсация: в Подмосковье вывели уникальный сорт озимой пшеницы

31.08.2015



Селекционеры утверждают, что получили небывалый сбор — 141 центнер с гектара

Рекордный для России по урожайности и содержанию белка сорт озимой пшеницы вывели столичные селекционеры из Московского НИИ сельского хозяйства «Немчиновка». И не где-нибудь на плодородной Кубани, а в ближайшем Подмосковье, на внуковских землях, в условиях нечерноземья. Свежие сводки с полей: на экспериментальном участке в этом году впервые за всю историю СССР и Российской Федерации выращен сорт пшеницы, которая потянула на 141 (!) центнер с гектара! Это почти в два раза выше средних мировых показателей. По словам академика РАН Баграта Сандухадзе, с такой пшеницей только один Центральный федеральный округ может накормить высококачественным хлебом всю страну. Теперь мы можем выйти на первое место в мире по экспорту пшеницы.

Как ученым удается в таких непростых условиях создавать новые сорта хлеба насущного и выводить Подмосковье да и всю страну на ведущие позиции в хлебном деле? Чтобы понять это, я отправилась в институт, расположенный в Одинцовском районе. Заведующему лабораторией селекции озимой пшеницы и первичного семеноводства Московского НИИСХ «Немчиновка», профессору Баграту Исменовичу Сандухадзе скоро исполнится 85 лет, но он полон энергии бороться за дело всей своей жизни, мечтает спасти от развала коллектив талантливых молодых селекционеров.

— Я работаю здесь с 1963 года, пришел сразу после окончания Тимирязевской академии. Начинал со ржи, яровых пшеницы, овса. Но когда ближе познакомился с озимой пшеницей, был покорен ею и все оставшиеся годы отдал этому злаку. Только представьте: стоит стена налитых соком колосьев; сильные, высокие, дающие хороший урожай! — делится своими первыми впечатлениями последователь великого Вавилова.

Эритроспермум — наш ответ канадцам

Для тех, кто очень любит лопать ароматные булочки, но ни сном ни духом не догадывается о том, из чего их делают, проведем маленький ликбез. Яровая пшеница сеется весной — в конце апреля — начале мая, а озимая — под зиму и 4,5 месяца находится под снегом. Какого она будет качества, когда «выйдет из тени», зависит от ее генов зимостойкости. Для стартового периода развития растения количество влаги очень важно, и недаром озимые сорта обычно до 30 процентов превосходят яровые по урожайности.

Итогом почти 50-летнего труда Сандухадзе стали широко известные у сельхозпроизводителей по всей нашей стране сорта озимой пшеницы: «Московская-39», «Московская-40», «Московская-56», «Немчиновская-17», «Немчиновская-24», «Немчиновская-57», «Галина», а всего коллективом сотрудников, руководимым Багратом Исменовичем, выведено более 15 сортов озимой пшеницы.

Но еще один экспериментальный сорт — линия «Эритроспермум-711» — в этом году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, при интенсивной технологии возделывания «выдал» 141 центнер зерна с гектара. Из такой пшеницы можно печь высококачественный хлеб, потому что у нее очень приличное, отвечающее мировым нормам количество белка — 16 процентов, умеренное количество клейковины — до 23–30 процентов. По урожайности сорт обогнал среднестатистические цифры Германии, Канады и Франции, где собирают от 80 до 120 центнеров с гектара, но не догнал абсолютного лидера, Великобританию, установившую недавно рекорд в 167 (!) ц/га.

Смотрит сегодня на колосящуюся делянку своего рекордсмена Сандухадзе и с удовлетворением вспоминает, как отговаривали его поначалу заниматься выращиванием пшеницы для людей — все обедненные земли Нечерноземья годились исключительно под фуражное зерно, пригодное только на корм для животных. «Да привезем мы вам хлеб с Кубани», — покровительственно обещали коллеги, но селекционер из Немчиновки был уверен в своей правоте и словах, сказанных когда-то Николаем Вавиловым о том, что «…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Надо получить зерно в холодном климате — поработаем над его зимостойкостью, требуется подчинить ему засуху, — тоже устроим!

Тем не менее вплоть до 60-х годов ХХ века на подмосковных землях и в близлежащих областях — Кировской, Ярославской, Тамбовской, Курской, Рязанской, Тульской — колосилось более 90 процентов озимой ржи. О пшенице, как более капризной культуре, здесь не шло и речи, ей не хватало зимостойкости. Граница ее выращивания проходила где-то в районе Харькова. Однако к тому времени уже активно работал над выведением сорта озимой пшеницы для Нечерноземья академик Николай Цицин. Чтобы придать ей стойкость перед холодом и ветром, академик скрещивал пшеницу с... сорняком пыреем. Первые зимостойкие сорта, появившиеся в Немчиновке в 30-х годах, так и назывались ППГ — пшенично-пырейные гибриды. В начале 60-х озимой пшеницей уже было засеяно 200 тысяч га нечерноземных земель. Хотели как-то создать даже многолетний сорт, чтобы рос сам собой. Но, к сожалению, создать такое чудо так и не удалось.

Зато вместо него появилось новое. В 1964 году в Мироновском НИИ селекции и семеноводства пшеницы под Киевом был выведен сорт «Мироновская-808», который затмил все предыдущие сорта по урожайности, дав вместо 45 центнеров (столько давали сорта ППГ) 55–60 центнеров с гектара.

— Этот выдающийся сорт ХХ века занимал в нашей стране от 8 до 10 млн га из 16 млн. Нас кормили им с 1966 по 2010 год. Он «поработал» почти 50 лет, вытеснив все наши ППГ, — вспоминает Сандухадзе.

И только спустя десятилетия ему и сотрудникам его лаборатории удалось подвинуть «Мироновскую» с пьедестала, создав еще более урожайные сорта: «Инна», «Память Федина», «Немчиновская-52», «Немчиновская-86», дающие уже по 70–80 ц/га.

Почему иностранцы забыли о качестве?

Урожайность-то росла, а для еды ту же «Мироновскую-808» всегда возили в Подмосковье из Казахстана да из Саратова — в центральных областях почвы обедненные, дождливая погода. Все это не способствовало образованию должного количества белка в зерне и качества клейковины.

— Но я все же решил попробовать побороться с погодными условиями и создать для Нечерноземья свой насыщенный белком и устойчивый к сложным метеоусловиям хлеб, — говорит Сандухадзе. — Мы взяли сорт «Обрий» одесских селекционеров (у него было 16–17% белка и 28–30% клейковины) и скрестили с нашим морозоустойчивым сортом озимой пшеницы «Янтарная-50». В один прекрасный день, когда начали убирать, вдруг обнаруживаем, что с десяти квадратных метров все зерна оказались стекловидные. Такая полупрозрачность говорила об их высоком качестве. Я подумал, что случайно перепутал номер пшеницы, самому не верилось, что в нашей зоне можно получать такое зерно. Отнес в лабораторию хлебопекарни. Через час мне выдают результат: белок — 15 процентов, клейковина — 28 процентов. Так в 1999 году появился первый сорт озимой пшеницы, выращенной в Подмосковье, сочетающий урожайность с высоким качеством, а значит, годной для всех остальных центральных областей нашей страны. Мы назвали его «Московская-39». Сейчас он высевается на 2,5–3 млн га, включая далеко не комфортные районы Алтая и Хабаровского края. Сорт оказался очень высокоурожайным — до 105 ц/га при интенсивной технологии выращивания, с массой тысячи зерен 59 граммов (еще один критерий

За «Московской-39» на полях, страны уже в 2013 году появился сорт «Московская-40», также выведенный в лаборатории Сандухадзе. Он дает уже 120 ц/га, массу тысячи зерен в 65,5 грамма, 15,4 процента белка и 32 процента клейковины.

— Если ее распространить по всем угодьям Центрального федерального округа, то отпадет необходимость возить сюда зерно из Саратова, Краснодара и Ставрополя, — считает Сандухадзе. — Мы сами себя обеспечим своим хлебом, создав новый регион продовольственного зерна, благодаря селекции 12 т/га зерна мы будем иметь здесь. Его хватит на 140 млн человек.

Что касается линии «Эритроспермум-711», ее еще не успели внедрить на миллионы га нашей страны, как предыдущие сорта. Но то, что будущее за высокоурожайными колосьями, произрастающими по 1400 штук на одном квадратном метре, разработчик сорта не сомневаются.

Кстати, по его словам, такого сочетания качества и урожайности, как у наших последних сортов пшеницы, не наблюдается сейчас ни на юге нашей страны, ни за границей.

— Возьмем Францию, в среднем там получают 100–110 ц/га озимой пшеницы, в Германии — 80–90, в Канаде — 110–120. Но когда мы рассмотрели эти образцы поближе, белка там оказалось всего 9–10 процентов, — удивляется Баграт Исменович. — Почему-то иностранцы гонятся в основном за урожайностью и совсем забыли о том, чтобы она сочеталась с качеством зерна. Из-за этого и уступают нам в итоге. Если раньше страны Ближнего Востока закупали почти в равных пропорциях французскую пшеницу и нашу, то теперь предпочтение больше отдают нашей. Пример тому — договор на продажу зерна Египту, который заключил несколько дней назад президент Владимир Путин.

Рекорд англичан под угрозой

Итак, при таком сногсшибательном успехе наших селекционеров им впору памятники при жизни ставить. Но на деле получается иначе. Четыре-пять лет назад, согласно поручению президента страны и постановлению правительства от немчиновских селекционеров «отщипнули» 250 гектаров земли, находящихся возле института, которые использовались под опытное поле.

— Ну это было в пользу инновационного центра «Сколково», мы отнеслись к этому с пониманием, согласились ради активизации внедрения научных разработок, ради молодого поколения ученых поработать на более дальних угодьях на землях ФГУП, — рассказывает Баграт Исменович. — Правительство нам выделило 500 млн рублей из федерального бюджета для создания на новой территории опытного поля, согласовало даже строительство жилья для работников института. Для института были вымежеваны участки площадью 374 га, проведены мелиоративные работы на участках под опытное поле, построены необходимые сооружения и объекты для проведения работ на опытном поле, а теперь выясняется, что ФГУП — банкрот. Что будет, если завтра новые хозяева поставят шлагбаум и скажут нам: «До свидания!»? Куда нам идти, с кого спрашивать за потраченные 500 миллионов бюджетных средств? Кстати, в 2010 году, когда мы, обеспокоенные своим будущим, написали письмо бывшему тогда президентом Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он проникся нашими проблемами, даже резолюцию для В.Ю.Суркова на одном из писем написал: «Проблему нужно решать»... Однако на дворе уже 2015 год, и более неопределенных обстоятельств, чем те, что у нас возникли с обещанными нам землями в Соколове, наверное, не бывает.

Очень хочется верить, что селекционеров не бросят на произвол судьбы. Ведь нехорошо получается: люди стараются, выводят страну на первые позиции по зерну, а их словно не замечают. Или нам хлеб уже не нужен? Кстати, разговор наш с академиком Сандухадзе закончился на позитивной ноте:

— Баграт Исменович, а побить рекорд англичан в 167 центнеров с гектара смогли бы?

— Хочу сначала попробовать дойти до 150, а вообще потенциал пшеницы бесконечен, как бесконечно число комбинаций 130 тысяч ее генов. А те люди, что получили 167 ц/га, запустили новую программу, которая предполагает достижение в 20 тонн (или 200 центнеров. — Авт.) с гектара. Напишите, чтобы все знали, что селекция — самый дешевый способ поднять урожайность. И никакая среда нам не помешает.

Справка "МК"

Селекционерами МНИИСХа созданы также выдающиеся сорта таких культур, как озимая рожь, яровая пшеница, яровой ячмень, овес, которые сегодня возделываются в Россиина площади около 9 млн га, а разработанные в институте высокоинтенсивные технологии возделывания этих сортов позволяют устойчиво получать в условиях Подмосковья 10–13 т/га зерна озимых культур и 9–10 т/га зерна яровых культур.

Наталья Веденеева, МК