С добрыми надеждами

24.12.2007

Учёные – прогнозируют

Ученые же, кажется, уже все узнали о перспективах нашей страны, российских народов, каждого из нас - о нашем общем будущем. Узнали и поделились своими знаниями с Владимиром Путиным на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ

Мир скоро изменится

В 2008-2009 годах в России создадут протонные терапевтические комплексы для лечения онкологических заболеваний. По словам президента РАН Юрия Осипова, они превзойдут зарубежные аналоги по своим параметрам, а их стоимость окажется на порядок ниже.

В России создадут принципиально новый класс препаратов для лечения катаракты и других глазных заболеваний.

В конце 2008 года произведут запуск космической радиообсерватории "Радиоастрон" с десятиметровым радиотелескопом. Его разрешение в миллионы раз превзойдет возможности человеческого глаза. Правда, в этом проекте не все зависит от российских ученых. Американцы пообещали сначала предоставить нам свою станцию слежения, в которую уже вложили более 100 млн. долларов, но в последнее время начали сомневаться: а надо ли русских допускать к своим достижениям науки и технологии?

Ученые создадут системы ранней диагностики и лечения различных заболеваний, а также так называемый "транспорт" лекарственных препаратов и сами лекарства нового поколения.

Появятся ускоренные методы селекции растений с применением нанотехнологий.

Наконец, будут разработаны фундаментальные основы биосферносовместимого устойчивого развития территории Российской Федерации.

Все это обязательно сбудется, пообещали ученые, но с одним условием: если законодатели, политики и чиновники создадут условия для плодотворной научной работы на благо своей, а не чужой страны.

Нацпроекты оказались вне закона

Одним из важных достижений российской науки является восстановление культуры составления прогнозов, существовавшей в Советском Союзе. Кстати, в начале 70-х годов советские ученые первыми в мире составили долгосрочный прогноз научно-технического прогресса. Сбыться ему помешали политики. После этого страна 15 лет прожила без социально-экономических и технологических прогнозов и без стратегического плана.

Сегодня ученые, как прежде, пытаются заглянуть вперед на десятилетия. В октябре 2007 года они подготовили проект концепции долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны до 2030 года и передали его в Минэкономразвития и в другие ведомства.

К сожалению, это достижение отечественной науки, в первую очередь национальные проекты, инициатором разработки которых выступил Владимир Путин, пока находятся вне правового поля. В федеральном законе от 1995 года о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития есть такие категории и определения, как целевые программы и концепции, а национальных проектов в законе нет. Может быть, Госдума пятого созыва в наступающем году вспомнит о необходимости узаконить стратегическое планирование социально-экономического развития страны? А заодно уж решит вопрос финансирования координации научных связей между Академией наук и научными организациями, ведущими фундаментальные исследования. Правительство поставило задачу координировать эти связи, но за счет каких средств и по каким статьям бюджета, не уточнило.

Более того, из федерального бюджета исчезла строчка "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Фундаментальные исследования сейчас финансируются по разделу "общегосударственные вопросы", а прикладные исследования - по разделу "национальная экономика". Таким образом, уже на этапе финансирования разорвалась связь между фундаментальными и прикладными исследованиями.

Вопрос о двадцати миллиардах

Суммарные бюджетные расходы на науку в уходящем году составили более 200 млрд. рублей, или в пять раз больше, чем в 2000 году. За два ближайших года совокупные расходы на науку удвоятся и составят около 400 млрд. рублей, а с учётом планируемых инвестиций со стороны отечественного бизнеса - 600 млрд. рублей.

Однако в части инвестиций прогноз чиновников пока трудно назвать научным. Владимир Путин задал министрам задачку: почему при увеличении государственных расходов на науку уменьшается доля участия бизнеса в ее финансировании? Странно, но никто из министров не решил эту школьную задачку о сообщающихся сосудах.

Иными словами, к 2010 году финансирование фундаментальной науки может оказаться на более низком уровне, чем виделось нам в конце 2007 года. Возможно, новый состав правительства или же старый состав, но с новым премьер-министром в будущем году вернется к этому важному вопросу. Важному, потому что опережающее развитие фундаментальной науки, как показывает зарубежный опыт, в первую очередь японский, - это ключ к модернизации всей российской экономики и завоеванию лидирующих позиций в мировом разделении труда.

Для того чтобы поставить Россию в один ряд с экономически развитыми, сильными державами, Петр I засучив рукава ковал якоря, собирал шпангоуты, отливал чугунные ядра и свозил в Санкт-Петербург со всего мира диковинные экспонаты для своей Кунсткамеры. Сегодня у нас есть ядерная энергетика, оптоэлектроника, биоинженерия. В подмосковной Дубне ученые ищут супертяжелые ядра. Это новая физика, которая может перевернуть наше представление о мире.

Ускорить процесс поиска помогли бы высокопроизводительные вычислительные машины. По мнению президента Курчатовского института академика Евгения Велихова, ведущий российский университет, например, должен иметь вычислительную машину, умеющую считать со скоростью 100 терафлоп. Такую машину отечественной разработки получит будущей весной Московский государственный университет. Но пора замахнуться на машину следующего поколения, которая считает в 10 раз быстрее, то есть со скоростью 1 петафлоп - миллион миллиардов операций с плавающей запятой в секунду. Россия, по словам Велихова, обладает технологией разработки таких машин.

И не только этой технологией. Российская академия наук разработала программу создания новых авиационно-космических материалов. По решению Совета безопасности подготовлена программа разработки стратегических материалов для производства новой военной техники и вооружения. Осталось только подтянуть нанотехнологии.

На все эти и другие проекты нужны деньги, и не маленькие. Поэтому вопрос о сумме в 400 или в 600 млрд. рублей - это, в конечном счете, вопрос социально-экономического развития страны. Впрочем, правительство не смогло разобраться в цифрах даже куда более мелких. Например, сколько ежемесячно получает академик РАН - 20 тыс. рублей или меньше? Владимир Путин с сожалением констатировал на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, которое прошло 30 ноября, что правительство "в целом с Академией наук договорились, а что там реально происходит - не владеют ситуацией".

На перепутье трех дорог

Владимир Путин на встрече с учеными еще раз подчеркнул, что стратегический сценарий и прогнозы социально-экономического развития как для всего национального хозяйственного комплекса, так и для отдельных территорий и отраслей будут крайне востребованы. Да и само будущее фундаментальной науки прямо зависит от ее способности обеспечить инновационный рост в стране, а значит, от эффективной интеграции науки с производством и профессиональным образованием.

Удастся ли им интегрироваться в будущем году или через пять лет, а может быть, через двадцать пять? Общественная палата, изучив эти процессы, пришла к неожиданному выводу, эти три составляющие идут по разным дорогам, развиваясь в отрыве друг от друга.

Куда приведут эти дороги Россию? Окажется она в числе западных мировых лидеров или останется буфером между Европой и Азией? Наука дает оптимистичный ответ. Проверим его на святочные гадания.

Источник: Независимая газета

Автор: Владимир Калинин

Подразделы

Объявления

©РАН 2024