Коми научный центр готовится к сокращениям зарплат и объема исследований

23.03.2010



В Коми научном центре уже несколько месяцев обсуждается объявленная реформа Российской академии наук, в ходе которой ожидается значительное сокращение расходов на фундаментальную науку. О грядущих изменениях в институтах Коми научного центра в блиц-интервью БНКоми рассказал председатель президиума КНЦ УрО РАН Асхаб Асхабов.

- Асхаб Магомедович, в своем выступлении на заседании КНЦ по итогам прошлого года вы говорили о новой программе омоложения научных коллективов в институтах академии, расскажите о ней подробнее.

- Один из вариантов - отказаться от нормативной численности, ведь на сто рублей могут работать и десять, и двадцать человек. Если мы отказываемся, то, например, сможем принимать молодых людей даже после аспирантуры на полную ставку. Вот у нас пенсионер работает на полную ставку, мы можем предложить ему перейти на полставки, но будем доплачивать до полной. Деньги на зарплаты в академии есть, и зарплаты неплохие. Освободившуюся ставку мы отдадим молодому человеку. Конечно, не очень приятное дело предложить заслуженному работнику идти на полставки, и надо, чтобы он понимал, для чего это делается. Добровольно это сделать можно, а насильно я лично не буду, у меня духу не хватит.

- Вы сами к какому варианту склоняетесь? Или это уже директива для исполнения?

- Я думаю, что еще месяц, в мае у нас общее собрание в Российской академии наук, и мы будем решать проблему кадрового омоложения. Я думаю, что будут все же выделены дополнительные единицы, как президент обещал. Второй вариант - это замещение пенсионеров. Скорее всего, будет такой документ, но с какой активностью он будет реализовываться, я не знаю. Третий вариант – переход на систему субсидий, хотя мы, по идее, давно должны были перейти, но все что-то тянут с внесением поправок в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, то есть по не зависящим от нас причинам. Я думаю, поскольку все бюджетные организации должны перевести, то и нас тоже «потянут» до конца года. Я надеюсь, что к этому времени понятие «нормативная численность» исчезнет, и у нас появится некая свобода действий, определенная гибкость этой системы.

- Заявлено, что на 2010 год бюджет РАН сокращен на 9,8 процента, в первую очередь урезается финансирование по фундаментальным научным исследованиям.

- Цифры, в общем-то, не страшные, но у нас почти 80 процентов – это зарплата, защищенная статья, которую нельзя сокращать. Чтобы получить почти 10-процентное сокращение, некоторые статьи исследований придется сокращать даже полностью.

- То есть в основном это коснется исследований?

- Не совсем, в таких условиях также невозможна модернизация. Нужны новые реактивы, нужно проводить полевые исследования, но эти статьи будут значительно сокращены, что неизбежно скажется на результатах исследований. То есть, имея 80 процентов бюджетного финансирования на зарплату и 20 процентов - на все остальное, в том числе на коммунальные платежи и прочее, так жить и развиваться наука не может. Это один, два, три года, и все.

- Как выходить из этой ситуации?

- Государству необходимо увеличить финансирование Российской академии наук. Во всех странах в условиях кризиса финансирование науки увеличивается, а у нас уменьшают. С другой стороны, мы слышим, какие деньги выделяются госкорпорации «Роснано», Российскому научному центру «Курчатовский институт», вузам, которые не входят в РАН, – все они получают значительное финансирование. Сама Российская академия наук, я не говорю, что она кому-то не нравится, но все сводят это к тому, что все делается для того, чтобы прибрать собственность академии. А собственность большая, огромные территории. Эта тенденция периодически возникает. Сейчас просто поднялась очередная волна.

- Может ли академия начать зарабатывать на коммерческих проектах в таких условиях?

- Фундаментальная наука – это дело государства. Попытки заработать ее не спасут. В лучшие годы мы могли зарабатывать 30 процентов от бюджета, при условии, что остальные 70 процентов нам давало государство. Сейчас, ссылаясь на кризис, компании сокращают объемы исследований и не заключают новые договоры, удельный вес договорных, коммерческих денег уменьшается. Все говорят, что академия – это национальное достояние. Это слова, а реальность немного другая.

Бизнесновости Коми

©РАН 2024