6 октября 2007 г. Выступление первого председателя Совета профсоюза РАН В.Н. Соболева на Совете профсоюза РАН, посвященному 15-летию первого заседания Совета профсоюза РАН

06.10.2007



Совет профсоюза РАН, посвященный 15-летию первого заседания Совета профсоюза РАН после объединительно-учредительного съезда 5-7 октября 1992 года. Пущино

Выступление первого председателя Совета профсоюза РАН В.Н. Соболева

Дорогие коллеги!

19 сентября т.г., т.е., 12 дней назад , в соответствии с традицией нашего Профсоюза, В.Ф.Вдовин направил поздравительное письмо вновь назначенному Председателю Правительства Российской  Федерации В.А. Зубкову.

Именно таким образом мы начинали, как правило, рабочие контакты с каждым новым составом Правительства страны.

В этом же письме Вячеслав Федорович перечислил те первоочередные проблемы, с которыми Академия наук неоднократно и безуспешно обращалась к правительственным структурам.

Поэтому, рассмотрев внимательно в течение сегодняшнего и завтрашнего рабочих дней данный перечень, мы должны решить две важных задачи:
во-первых, сформулировать требования академического сообщества  к соответствующим ветвям федеральной власти;
и во-вторых, самое главное,  утвердить план совместных действий Совета и региональных организаций Профсоюза в поддержку наших требований.

За прошедшие 15 лет нами накоплен большой опыт в достижении исполнения наших требований. С помощью различных совместных действий нам удавалось преодолевать самые трудные критические ситуации. Поэтому  для того, чтобы сделать очередной эффективный шаг вперед, есть смысл вначале вспомнить основные вехи нашей многолетней борьбы.

Итак, в этом же самом зале, где мы сегодня собрались, почти 15 лет назад с 5 по 7 октября 1992 года состоялось первое заседание Совета нашего профсоюза. В те дни мы не только приняли важные для судьбы академического сообщества решения, но и открыли яркий период в истории Российской академии наук. Сложившиеся тогда жесткие социальные, политические и экономические условия заставили Академию наук прибегнуть для защиты отечественной науки к кардинальным профсоюзным методам борьбы.

За две недели до первого заседания Совета – 22 сентября 1992 года Президиум РАН принял знаменитое решение №250, которое во исполнение воли правительства Е.Т.Гайдара определяло радикальное сокращение числа работников Академии наук и количества академических институтов.

Именно поэтому вопрос «О критическом положении Российской академии наук и начале массовых действий в защиту профессиональных, экономических и социальных интересов работников РАН» стал главным вопросом повестки дня того Совета.

В результате было принято историческое решение о проведении 1 ноября 1992 года первой в новейшей истории Общероссийской акции протеста работников науки и утверждены наши первые требования к руководству страны. Эти требования  были изложены в Открытом письме Президенту РФ Б.Н.Ельцину, Председателю ВС РФ Р.И.Хасбулатову и и.о. главы Правительства РФ Е.Т.Гайдару.

1 ноября акции протеста сотрудников РАН прошли в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке и других научных центрах РАН. Это всеобщее выступление работников РАН заставило остановить исполнение разрушительного постановления.  

Материалы того заседания, к счастью, сохранились. Поэтому сегодня вы имеете возможность еще раз прочитать прозвучавшие тогда выступления и принятые решения.

С 1992 года общероссийские и региональные массовые действия стали важнейшим элементом нашей борьбы за исполнение своих требований. Этот десятилетний период, который продолжался вплоть до 2002 года, воистину можно назвать героическим. Мы выбирали для этого самые разнообразные формы: многолюдные митинги и пикеты у органов федеральной и региональной власти, многодневные марши протеста, неоднократное, в том числе многодневное, пикетирование Минфина РФ и даже перекрытие федеральных автомагистралей. Академик В.Н.Страхов, вместе с председателем профкома своего института И.Л.Науменко-Бондаренко, поддерживая требования Профсоюза, объявили многодневную голодовку.  На неадекватные решения федеральных властей мы моментально реагировали Всероссийскими чрезвычайными собраниями представителей научных коллективов России, которые имели важное аналитическое и мобилизующее значение. При этом всегда ставилась задача привлечь к нашим акциям внимание как минимум 10-20 центральных СМИ, включая центральные
каналы телевидения и радио, а также ведущие иностранные информационные агентства. 

Вчера мы включили в повестку дня вопрос о вступлении нашего профсоюза во ВФНР, в связи с этим необходимо вспомнить о том, какую большую помощь и поддержку оказывала нам ВФНР в самые критические моменты для российской науки.

Все эти действия позволяли нам тогда выходить на прямые переговоры с председателем Правительства РФ В.С.Черномырдиным, с заместителями председателя Правительства РФ А.Я.Лившицем, В.Е.Фортовым, В.Б.Булгаком,  А.Л.Кудриным и И.И.Клебановым, со всеми министрами науки РФ, включая А.А.Фурсенко. Мы встречались с Советом Государственной Думы во главе с Г.Н.Селезневым, с комитетами по науке Государственной Думы и Совета Федерации. Нам неоднократно удавалось вести переговоры с заместителями Министра финансов РФ И.П.Молчановым и Т.А.Голиковой.

Благодаря тесной работе Совета профсоюза с рядом фракций Государственной Думы и региональных организаций Профсоюза с депутатами, избранными по соответствующим территориальным избирательным округам, в 1996 году удалось добиться внесения  в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» положение о минимальной норме финансирования науки в федеральном бюджете в размере 4% расходной части бюджета. Идея такого решения родилась, кстати, двумя годами раньше на одном из заседаний Совета профсоюза РАН.

В результате общих усилий в марте 1997 года нам удалось подписать вместе с вице-премьерами Правительства РФ А.Я.Лифшицем и В.Е.Фортовым протокол о погашении многомесячной задолженности федерального бюджета перед научно-технической сферой России. Этим же протоколом был утвержден график дальнейшего финансирования науки на весь оставшийся год. К сожалению, на этом наши беды не закончились. Еще несколько лет нам приходилось регулярно выступать против постоянных задержек базового финансирования, выплаты заработной платы  и погашения долгов по коммунальным платежам. Приходилось делать это и в 30 градусную жару, и в 30 градусный мороз. При этом самой впечатляющей по своей массовости и эффективности стала акция 20 подмосковных наукоградов, перекрывших по инициативе ученых г.Королева 7 федеральных автострад вокруг Москвы.

Вместе с этим в 1998 году нам удалось предотвратить сократительно-увольнительный характер второй попытки реформирования российской науки. Этому во многом способствовало включение нашего представителя в состав соответствующей правительственной комиссии.

С 2002 года мы стали отдавать приоритет  интеллектуальным методам борьбы. В этом году Совету профсоюза РАН совместно с РКК удалось подготовить  аналитическую записку «О кадровом кризисе в российской науке и о мерах, необходимых для преодоления данного кризиса». В этой записке было дано обоснование срочной необходимости сполнения Закона «О науке» в части выделения на науку 4% расходной части бюджета, а также дальнейшего увеличения соответствующих расходов. Эта записка была сделана с таким высоким качеством, что оказалась запрошенной Советом безопасности РФ, в связи с подготовкой к рассмотрению аналогичного вопроса на заседании трех высших консультативных органов Российской Федерации: Совета Безопасности РФ, Президиума Госсовета РФ, Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ. Благодаря единой позиции представителей РАН на этом заседании было принято решение о доведении к 2010 году объемов финансирования научных исследований до 4% расходной части бюджета.

Однако добиваться исполнения данного решения снова пришлось с помощью массовых действий.

Многие из присутствующих сегодня в зале принимали участие в массовых акциях, посвященных проблеме 4%. Мы сегодня еще раз имеем возможность выразить большую благодарность тем, кто делегировал своих представителей для участия в марше протеста научной молодежи и встречал этот марш летом 2002 года в Москве на митинге у Дома Правительства РФ. Именно в ходе этого марша было выдвинуто требование введения отраслевой системы оплаты труда для работников РАН. Благодаря поддержке со стороны Президиума РАН и Министерства  науки РФ, соответствующее решение Правительства РФ было подготовлено к началу следующего года. К сожалению, в самый последний момент Правительство страны было отправлено в отставку. В итоге наши усилия оказались заморожены почти на два года.

В ходе перечисленной выше активной деятельности мы пришли в свое время к двум основополагающим выводам:

Во-первых, успешная борьба за  интеллектуальный потенциал России исключает абсолютизацию, какой-нибудь одной формы или метода борьбы. Массовые действия, аналитика, поиск аргументных рядов, публицистика, лоббистская работа в парламенте и в недрах исполнительной власти – это только часть элементов целого комплекса усилий, который может обеспечить позитивный результат. Недопустима недооценка любой возможности, способствующей получению необходимого результата.

Во-вторых, в 1997 году мы убедились, в том, что для того чтобы спасти отечественную науку сил одного Профсоюза РАН далеко не достаточно,. Именно это заставило нас объединиться с государственными научными центрами. Этот шаг мог привести к созданию ассоциации российских профсоюзов науки, состоящей из профсоюзов работников РАН и отраслевых академий наук, работников атомной промышленности и энергетики, работников авиационной промышленности, работников оборонной промышленности (ракетчиков) и работников радиоэлектронной промышленности. К сожалению, пойти организационно  дальше создания Российского Координационного Комитета у нас не хватило мудрости. И это притом, что Министерство науки РФ не только признало РКК, но и оказало ему существенную помощь, добившись включения нашего представителя в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-экономических проблем. И, все-таки, самые массовые действия, самые радикальные решения и самые значительные победы были достигнуты в наших совместных действиях с коллегами из отраслевой, вузовской и оборонной науки.

В заключении этого выступления важно сказать следующее. В самом начале текущего отчетного периода  Совета профсоюза РАН появилась замечательная идея об учреждении награды Профсоюза РАН.

Нет сомнения в том, что эту задумку надо как можно быстрее довести до конца. Но если бы сегодня у нас существовал орден «За доблесть в спасении российской науки» можно было бы предложить Совету профсоюза РАН наградить этим орденом
Академика Страхова В.Н., а также  следующих членов Совета профсоюза РАН:
Калинушкина Виктора Петровича;
Миронова Анатолия Степановича;
Окулова Сергея Александровича;
Тур Тамару Николаевну;
Попкова Анатолия Николаевича;
Рослякову Татьяну Леонидовну;
Виноградову  Ирину Владимировну;
Гультяя Вадима Павловича;
Семина Гранита Константиновича;
Иванова Анатолия Александровича;
Зиновьева Александра Николаевича;
Ильясову Елену Николаевну.

Дополнить этот список членами нашего профсоюза, руководившими вместе с Е.Н. Ильясовой  Пущинскими маршами протеста на Москву:
Юровым Сергеем Степановичем;
Москаленко Валентином Ивановичем;
Кондыком Борисом Ивановичем.

Без всякого сомнения, этого ордена были бы достойны и наши постоянные союзники из РКК:
Гаркуша Надежда Федоровна – председатель Ассоциации профсоюзных организаций ГНЦ,  наш представитель в межотраслевой комиссии Правительства РФ;
Капитульский Юрий Леонидович – зам. Председателя РКК;
Коренев Эдуард Анатольевич – инициатор акции протеста подмосковных наукоградов вокруг Москвы;
Донской Александр Александрович – руководитель профкома ВИАМа, обеспечивавшего самое большое представительство на наших митингах у Белого Дома;
Золотарев Владимир Александрович и
Брюханов Александр Николаевич – руководители нашей братской профсоюзной  организации «Курчатовского Института».

Дорогие товарищи!

Возвращаясь к задачам, стоящим сегодня перед нами, хотелось бы пожелать всем нам и всему  научному сообществу России не только хорошей памяти и верности  нашим лучшим  традициям, не только той твердости духа, которая сопутствовала  всем нам много раз. Сегодня вместе с богатым опытом не менее важны новые, небывалые еще решения, которые должны привести российскую науку и всю нашу страну к новым успехам и процветанию!
Успехов всем вам в профсоюзной деятельности и крепкого  здоровья! 

Пущино. 1 октября 2007 г.

 

Источник: ПР РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024