http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=651e6766-dc92-4c3d-9557-e747d05ef79d&print=1
© 2024 Российская академия наук

Как заполнить пустоту. Договорятся ли ученые и бизнесмены?

19.06.2017



В конце мая в технопарке “Университетский” Екатеринбурга состоялось совместное совещание Президиума Уральского отделения РАН, рабочей группы по взаимодействию с отделением Уральского территориального управления ФАНО России и правительства Свердловской области. На совещании шла речь о возможностях академических НИИ по коммерциализации своих разработок.

- Цель встречи - обсудить, как развиваются отношения между промышленностью и фундаментальной наукой, как им вместе отвечать на вызовы времени, - отметил председатель УрО РАН академик Валерий Чарушин. Хорошей подготовкой к разговору стала экскурсия по технопарку, организованная для гостей его руководством, конкретно - заместителем генерального директора Маратом Нуриевым. Степень и качество реализации проекта “Университетский”, одного из 12 технопарков страны, создаваемых по специальной федеральной программе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, впечатляют. Современный комплекс площадью 28 000 квадратных метров среди лесного массива и одновременно рядом с аэропортом, в двадцати минутах езды от центра мегаполиса, пятнадцати - от Уральского федерального университета, с гигабитным интернет-каналом с “оптикой” на каждом этаже и даже вертолетной площадкой способен удовлетворить запросы самого взыскательного заказчика. Технопарк развивается с 2013 года и пока загружен на 65,5% (в нем работают 30 предприятий). Прогнозируется, что его резидентами будет реализовано порядка сотни инновационных проектов с выручкой около

2 миллиардов рублей. И конечно, здесь самое место стартаперам с перспективными технологиями, тем более что “Университетский” в будущем претендует на статус филиала “Сколково”. Другое дело - насколько органично будут смотреться тут академические подразделения, нужны ли они здесь?

О том, как идет процесс внедрения результатов научных разработок в промышленное производство Среднего Урала, рассказал министр промышленности и науки Свердловской области (именно ее правительству принадлежат 100% акций “Университетского”) Сергей Пересторонин. Сегодня в индустриальном крае доля предприятий высокотехнологичных отраслей составляет 28%, но это гораздо меньше, чем в развитых странах. Инновационную инфраструктуру области создают уже девять технопарков. Поддержка инновационного процесса осуществляется с помощью областного Фонда технологического развития, других региональных и федеральных структур, особенно активно - Фондом Бортника. Замминистра подчеркнул, что для выработки более четкого “внедренческого” механизма правительству необходим непрерывный контакт с УрО РАН и Уральским территориальным управлением ФАНО.

- Большое внимание проблеме “практического выхода” уделяют в Федеральном агентстве научных организаций, - подчеркнул руководитель Уральского территориального управления ФАНО Игорь Манжуров. Не случайно в Екатеринбург на это совещание приехал начальник Управления развития программ и проектов ФАНО Михаил Дьяченко. Михаил Юрьевич представил теоретическую схему коммерциализации академической жизни от подготовки специалистов на вузовской скамье до формирования в институтах квалифицированных команд - МИПов и создания компаний-стартапов для выведения их продукции на рынок. Принципиально новое в этой модели - то, что молодой специалист приходит в институт на три-пять лет по срочному договору и уходит с задачей реализовать созданный за это время продукт. То есть академические НИИ должны стать еще и кузницей бизнес-кадров.

Возможную модель взаимодействия академических институтов и промышленных предприятий предложил заместитель руководителя УрТУ ФАНО Александр Сандаков. Процесс заполнения пустоты, образовавшейся в результате ликвидации в стране отраслевой науки, с точки зрения Александра Витальевича, надо строить так, чтобы сотрудники институтов не отвлекались от научного процесса на выполнение инженерных и бизнес-функций. При этом новые юридические лица не создаются, размывания коллектива института не происходит. Оговорено, что реализация модели несет в себе риски, и все же выглядит она гораздо ближе к жизни, чем превращение учреждений фундаментальной науки в инкубаторы для деловых людей.

С “академической” стороны анализ состояния коммерциализации научных разработок в институтах Уральского отделения РАН, ныне подведомственных ФАНО, дал заместитель председателя УрО академик Николай Мушников. Начал он с того, что академические научные организации, изначально “заточенные” на фундаментальные исследования и получение новых знаний, государство переориентирует на прикладные работы с быстрым экономическим эффектом. Бюджет ФАНО, финансирование программ РАН планомерно сокращаются, приоритет развития фундаментальной науки отдается ведущим университетам и национальным исследовательским центрам. Отсюда, в частности, серьезнейшие проблемы с обновлением оборудования. Поэтому коммерциализация результатов становится условием выживания. По выводам Финансово-экономического управления УрО РАН, уверенно работать сегодня могут организации, объем внебюджетных средств которых составляет более 45%. Из 60 организаций, находящихся в регионе деятельности Уральского территориального управления ФАНО, таких только 14, для 15 объем внебюджетных денег составляет меньше 10%, а для 36 доля субсидии на государственное задание превышает 70%. Неоднородная ситуация в региональных научных центрах. В учреждениях Пермского научного центра доля внебюджетных средств в среднем 64%, тогда как в Коми научном центре - только 9,7%.

Опыт зарабатывания денег институтами-лидерами, даже по выборочным данным, очень разный. Самой традиционной, понятной и прозрачной формой юридического оформления взаимодействия с предприятиями остается хоздоговор с четким обозначением объема, сроков работ и их стоимости, хотя и у него есть свои минусы. С 2009 года, после внесения соответствующих изменений в закон “О науке и государственной научно-технической политике”, бюджетные научные учреждения получили право быть учредителями (или соучредителями) малых инновационных предприятий, но, несмотря на отдельные положительные примеры, в целом программа их создания с участием академических институтов, в том числе на Урале, буксует. После принятия названного закона в академических организациях, подведомственных ФАНО (по данным его руководства), было создано около 400 малых инновационных предприятий, из них сегодня функционируют не более 60. Наиболее часто называют следующие проблемы: наука и бизнес трудно совместимы, и, когда молодые сотрудники уходят из одной сферы в другую, наносится ущерб фундаментальным исследованиям; малые предприятия больше подходят для вузов, где есть постоянный приток молодежи, готовой попробовать себя в бизнесе, в институты же приходят подготовленные молодые люди, предпочитающие заниматься наукой; МИПы имеет смысл создавать только под конкретные проекты, которые через другие формы реализованы быть не могут; малому бизнесу нужны постоянные меры поддержки, которые призваны обеспечивать технопарки, бизнес-инкубаторы, а институтам такая деятельность не свойственна. Наконец, малые предприятия, созданные с участием институтов, - всегда объект пристального внимания контролирующих органов, поскольку в них неизбежно смешивается государственная и частная собственность, а контролеров институтам со всех сторон и без того хватает. Альтернатива малым инновационным компаниям типа “стартап” - малые компании типа “спин-офф”, возникающие при контакте научной организации с крупным предприятием, уверенно работающим на рынке, но что при этом получает институт - целиком и полностью зависит от уровня отношений между наукой и бизнесом. Вывод академика Мушникова: важнейшая задача сегодня - преодолеть взаимные иллюзии науки и бизнеса, чтобы определить направления общего интереса и начать реальное сотрудничество, а оптимальная форма его организации найдется в процессе совместной работы. Предварительные единые схемы и концепции вряд ли помогут.

Интереснейшим опытом практической реализации инновационных проектов в Пермском федеральном исследовательском (прежде Пермском научном) центре УрО РАН поделился академик Валерий Матвеенко. Здесь нашли такую форму взаимодействия с промышленностью, которая, не нарушая пропорции “фундаментальное - прикладное”, дает хороший инновационный эффект и ощутимую прибыль ученым. В крае создана мощная, активно работающая ассоциация научных и инновационных учреждений и предприятий, для выявления талантливой молодежи регулярно проводится региональный конкурс проектов по программе УМНИК. Только в 2016 году в регион из Фонда содействия инновациям на поддержку молодых ученых, занимающихся научной деятельностью, имеющей перспективу коммерциализации, было привлечено 17 миллионов 400 тысяч рублей. Спектр уже внедренных и готовящихся к внедрению разработок очень широк - от высокоэффективного средства пожаротушения до материалов для суперсовременных авиадвигателей, междисциплинарных проектов для медицины, в частности противоопухолевой, уникальной технологии вентиляции шахт, применимой во многих сферах.

С конкретным предложением к институтам УрО РАН и УрТУ ФАНО от высокотехнологичной промышленности выступил генеральный директор АО “НПО автоматики им. академика Н.А.Семихатова” (Екатеринбург) Андрей Мисюра. По его мнению, необходимо отработать системный подход взаимодействия. НПО, имеющее огромные компетенции в области приборостроения, готово заключить договоры для изготовления образцов приборов по проектам институтов и находить для них “рыночные ниши”.

Подводя итоги, председатель УрО РАН академик Чарушин отметил полезность встречи, обозначившей, при всей спорности представленных схем и моделей, новые возможности. При этом он констатировал: для укрепления региональных связей промышленности и академических институтов, по существу, потеряны три года, прошедшие после начала коренного реформирования Академии наук. К 2013 году у УрО РАН было три десятка соглашений с крупными предприятиями, концернами, программы взаимодействия периодически анализировались и централизованно утверждались, а теперь, после переподчинения институтов, эти связи необходимо восстанавливать. И технопарк “Университетский” может стать здесь хорошим посредником.

Андрей и Елена ПОНИЗОВКИНЫ, Наука Урала