Изучена необычная чёрная дыра

29.05.2009

Астрономы изучили в ранее недоступных деталях сверхмассивную черную дыру, находящуюся в самом центре одной из дальних галактик

При помощи европейской космической обсерватории XMM-Newton, работающей в рентгеновском диапазоне, астрономы изучили в ранее недоступных деталях сверхмассивную черную дыру, находящуюся в самом центре одной из дальних галактик. Галактика, известная под классификационным номером 1H0707—495, при помощи телескопа была исследована четырежды, начиная с января 2008 года, сообщает CyberSecurity.ru.

По словам ученых, черная дыра, расположенная в центре галактики, должна была бы скрывать собой облака газа и пыли, присутствующие в галактике, но серия последних наблюдений позволила ученым исследовать самые глубины 1H0707—495.

«Нам удалось составить карту региона как раз вокруг черной дыры», — рассказывает руководитель исследований, астроном из Кембриджа Эндрю Фабиан. По словам исследователя, рентгеновские лучи, производимые веществом, вращающимся вокруг черной дыры просвечивают буквально весь регион вблизи экстремального объекта.

«Лучи успевают светиться и отражаться, прежде чем черная дыра окончательно поглотит их. В излучениях, присутствующих вокруг сверхмассивной дыры, были обнаружены атомы железа, по линиям отражений которых нам удалось установить скорость излучения, энергию черной дыры, с которой она поглощает материю вокруг нее, скорость вращения черной дыры, а также силу их гравитации», — рассказывает он.

Астрономы говорят, что данный метод наблюдений относится к косвенными, но именно при помощи него удалось в мельчайших деталях изучить саму дыру и окружающий ее регион.

Космический телескоп XMM-Newton обнаружил два наиболее ярких потока рентгеновского излучения с атомами железа, которые прежде никогда не наблюдались ни в одной из галактик, обладающих активным ядром. Данные потоки ученые называют L- и К-линиями, прежде во всех исследованных галактиках обнаруживались линии либо одной конфигурации, либо другой. Здесь же присутствуют оба.

Исследователи отмечают, что черная дара в галактике 1H0707—495 способна излучать линии обоих типов, но в разные периоды времени. Статистический анализ выявил, что вначале дыра выбрасывает L-потоки, затем, с 30-секундной задержкой, выбрасываются K-потоки. Помимо того, что само по себе поведение черной дыры нельзя назвать обычным, такие разнообразные типы излучений позволили исследовать дыру с разных позиций. Исследователям удалось, в частности, установить, что масса данного объекта составляет от 3 до 5 миллионов солнечных масс.

«СyberSecurity.ru»