Ни “Протона”, ни “Бозона”. Что ждет академическую жилищную программу?

03.09.2015



Тревожный сигнал пришел из Сибирского отделения РАН. В институты Новосибирского академгородка поступил запрет на создание уже согласованных жилищно-строительных кооперативов. Что это - специфический региональный подход, или взят курс на сворачивание льготных ЖСК?

Впрочем, среди последних новостей с жилищного фронта есть и обнадеживающая. Укрепляется нормативная база, обеспечивающая реализацию жилищной программы подведомственных ФАНО организаций. На днях Минюст зарегистрировал приказ агентства о порядке создания и распределения специализированного жилищного фонда (служебные квартиры, общежития). Этот документ призван помочь учреждениям решить большой блок накопившихся квартирных проблем.

Прокомментировать события августа и всего текущего года мы попросили председателя Жилищной комиссии Центрального совета Профсоюза работников РАН, члена Жилищной комиссии при ФАНО Якова Богомолова.

- Яков Леонидович, как, по-вашему, нужно понимать отказ от создания в СО РАН четырех ранее согласованных жилищно-строительных кооперативов ученых?

- В письме руководителя Сибирского территориального управления ФАНО Алексея Коловича говорится о том, что рабочая группа по взаимодействию ФАНО и Фонда содействия развитию жилищного строительства посчитала нецелесообразным создание ЖСК “Бозон”, “Протон”, “Электрон”, “Позитрон” на принадлежащих СО РАН земельных участках. Это объясняется необходимостью сохранения закрепленного за Академией наук имущества. При этом дается ссылка на поручения Президента РФ и заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича. Однако, на наш взгляд, такая позиция противоречит пункту 11 статьи 18 закона о РАН (ФЗ-253 от 27 сентября 2013 года), в котором говорится, что на использование земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества) в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”, мораторий не распространяется.

Надеюсь, что это недоразумение будет урегулировано. По имеющейся у меня информации, окончательное решение по данному вопросу еще не принято.

- Что вы можете сказать о недавно появившемся приказе ФАНО по служебному жилью?

- Этот документ с нетерпением ждали в регионах, где квартиры уже были построены или закуплены, но не распределялись из-за отсутствия нормативной базы. Приказ содержит несколько приложений - о порядке включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд и исключения из него, а также о предоставлении служебного жилья сотрудникам агентства и подведомственных ему учреждений. Хочу обратить внимание: служебное жилье может даваться только тем, кто не обеспечен жилыми помещениями в населенном пункте по месту работы. Еще один нюанс. Распределять служебное жилье сотрудникам организаций, на чей баланс оно попадет, будут жилищные комиссии этих структур (с последующим утверждением руководителем организации). Выделение же служебного жилья сотрудникам агентства и работникам подведомственных ФАНО организаций, на балансе которых квартир не будет, должны согласовывать Федеральное агентство научных организаций или его территориальные управления.

Утвержденное ФАНО Положение о деятельности жилищной комиссии агентства уже есть, а вот работу жилкомиссий на местах должны регламентировать сами организации. Профсоюз РАН создал в помощь им типовое положение, которое выставлено на нашем сайте.

- А как обстоят дела со строительством и приобретением служебного жилья?

- В ФЦП “Жилище” на 2011-2015 годы для организаций, ранее подведомственных РАН, средства на 2015 год по этому направлению не планировались. Тем не менее, ФАНО сумело добиться стопроцентного финансирования достройки объектов, средства на которые были выделены в 2014 году, но не освоены в полном объеме в связи с их поздним перечислением. Перенести непотраченные бюджетные ассигнования на следующий год оказалось невозможно. Это делается только в случае, когда финансы поступают до 1 декабря, а они пришли 17-го. Поэтому в бюджете на 2015 год для нас по инициативе Правительства РФ заложили около 500 миллионов рублей в порядке компенсации. Правда, деньги были перечислены организациям только в конце апреля, и тут же выяснилось, что их необходимо потратить до 1 июня. Кое-кто успел, но не все.

- Да уж, и ФАНО, и организациям, рискующим строить и покупать служебные квартиры и общежития, приходится крутиться. Даже странно, что кто-то еще решается этим заниматься.

- Согласен, энтузиасты, которые готовы работать в таких условиях, достойны восхищения.

- Будет ли эта программа продолжена?

- В проектных документах на 2016-2020 годы средства на указанные цели запланированы. Речь идет о суммах порядка 1 миллиарда рублей в год. Что получится в итоге, мы узнаем, когда правительство выпустит новую редакцию Федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2020 годы. Она ежегодно обновляется. Надеемся, что она выйдет значительно раньше, чем в 2014 году (тогда это случилось 17 октября), иначе вновь возникнут проблемы с распределением сертификатов для молодых ученых. В действующем на сегодняшний день варианте ФЦП указано, что заявления от кандидатов должны быть собраны до 1 ноября.

Кстати, из этого документа мы узнаем и о том, сколько средств будет выделено на сертификаты. В текущем году денег на эту программу дали больше, чем первоначально планировалось. Невзирая на секвестр многих бюджетных статей, власть удовлетворила просьбу ФАНО увеличить финансирование программы в связи с ростом численности претендентов (из-за объединения госакадемий). Надеюсь, повышенное финансирование сохранится.

- По сообщению на сайте ФАНО, в этом году социальные выплаты на приобретение жилых помещений получили больше 180 человек. Были ли проблемы при распределении сертификатов?

- Чтобы при распределении жилья да не возникло проблем - такого не бывает! Разумеется, и сейчас не все было гладко. Но кампания прошла существенно лучше, чем в предыдущем году. Тогда Профсоюз работников РАН, Совет молодых ученых РАН и ФАНО были просто завалены письмами обиженных. Многие жалобы были необоснованными, но следует признать и наличие большого числа справедливых претензий.

Отмечу, что в этот раз мы вместе с коллегами из СМУ РАН и в тесном взаимодействии с сотрудниками ФАНО проделали огромную работу, тщательно рассмотрев все поступившие документы (более 600 пакетов в десятки и сотни листов каждый). В результате претенденты, необоснованно обделенные в 2014 году и заявившие об этом, получили заслуженные жилищные сертификаты в нынешнем году. Имели место лишь несколько технических ошибок. Но это единичные случаи, которые вполне можно исправить в следующем цикле.

К сожалению, правила распределения сертификатов официально не установлены. Разумеется, Жилищная комиссия ФАНО придерживается определенных принципов, но все-таки это называется делить “по понятиям”, а лучше все же по закону.

С точки зрения профсоюза, приказ ФАНО 34-н от 7 ноября 2014 года, где определен перечень документов, которые должны представить претенденты, не лишен недостатков. Тем не менее, хотелось бы призвать молодых ученых внимательно читать этот документ и строго ему следовать. К сожалению, многие заявители неправильно оформляют бумаги или присылают не полный комплект. Для тех, у кого близок возрастной предел (35 лет для кандидатов наук и 40 лет для докторов наук включительно), эти ошибки, увы, оказываются фатальными.

Подготовила Надежда Волчкова, Поиск

©РАН 2024