Забыть о затухании. Вузы и РАН оживят интеграцию

03.07.2017

-

- Перед наукой стоят высокие задачи, сформулированные в Стратегии НТР. Чтобы добиться значимых результатов, нам нужны благоприятные условия, новый уровень коммуникаций между научным сообществом, бизнесом, государством и обществом в целом, - заявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на совместном заседании Совета Российского союза ректоров (РСР) и Президиума РАН. Мероприятие состоялось на днях на площадке МГУ. Эта встреча руководителей университетов и академиков, по словам министра, открывает новый этап развития сотрудничества между вузами и институтами РАН. Она высоко оценила научные возможности страны, подкрепив свое мнение статистикой:

- Что бы кто ни говорил, наша наука находится на взлете. Растет число молодых ученых: сегодня их 43% от общего количества, и это на 8,3 тысячи больше, чем летом 2016 года. Увеличилось внебюджетное финансирование науки: за год оно превысило 19 миллиардов рублей. Доля российских научных публикаций в Web of Science превзошла показатель 2,44%, намеченный в майских указах Президента РФ. Все это говорит о высоком потенциале.

Приветствуя коллег, президент РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что в зале собралось руководство “почти всей науки страны” - члены Президиума РАН и 80 ректоров ведущих вузов. “Университеты и академия исторически связаны. Многие ректоры - члены РАН, мы знаем друг друга и стараемся друг другу помогать”, - подчеркнул он.

Исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов напомнил, что полезный опыт взаимодействия двух структур был получен еще в ходе реализации программы “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы”.

- В ее рамках, к примеру, были созданы базовые кафедры университетов в наших институтах и научные лаборатории в вузах. Это было полезно молодежи, поскольку открывало новые возможности для ее движения вперед. Масштаб наших совместных действий положительно оценила тогда Счетная палата, появился закон об интеграции образования и науки (ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки”), где были определены критерии такой интеграции, базовых кафедр и т.д., но как только все это было положено на бумагу - интеграционные процессы почему-то начали затухать. Ситуация в нашей сфере меняется, и сегодня на данную проблему нужно посмотреть по-новому, - считает Валерий Козлов.

Виктор Садовничий, обрисовывая картину интеграции вузовских и академических структур на сегодняшний день, представил коллегам некоторые результаты общей работы вузов и академических институтов, подготовленные специалистами МГУ накануне заседания.

- Конечно, наше взаимодействие недостаточно интенсивно, но оно есть. Около 100 университетов имеют соглашения о сотрудничестве с институтами РАН, 70 ведут активную научную деятельность. Наиболее плотно с отделениями академии контактируют федеральные и национальные исследовательские университеты. Виды нашего сотрудничества разнообразны: совместные публикации, издание научных журналов, работа в диссоветах, повышение квалификации преподавателей на базе институтов РАН, научные экспедиции, конференции и международные проекты, консорциумы с участием бизнеса. Действуют базовые кафедры, реализуются совместные исследовательские программы и т.д., - сообщил президент РСР.

Валерий Козлов особо выделил проблему подготовки научных кадров, связанную с новым статусом аспирантуры. Как считает академик, вместо того чтобы бороться с недостаточной эффективностью прежнего формата подготовки аспирантов (через уменьшение приема, повышение конкурса, увеличение стипендии и т.д.), его трансформировали в ступень обучения. “В результате от привычного и ясного формата аспирантуры как начала самостоятельной исследовательской работы мы пришли к некоему научно-образовательному “суррогату”, - посетовал он. А для академических институтов это обернулось реальными потерями. По данным В.Козлова, прежде в каждом НИИ в среднем было не менее 25 аспирантов, сейчас - пять. Выполняя новые требования к аспирантуре как образовательной ступени (лицензирование, аккредитация программ), институты “потеряли темп, время и недополучили в аспирантуру талантливую молодежь”.

- Следует признать, что в этом реформировании аспирантуры была некоторая поспешность. Считаю, что надо вернуться к прежнему подходу к ее организации, - заключил академик.

В совместном постановлении РСР и РАН, принятом по итогам заседания, участники изложили план дальнейшего взаимодействия, а также решили обратиться в Минобрнауки с предложением о совершенствовании правового регулирования исследовательских аспирантур. Ольга Васильева, в свою очередь, поделилась планами ведомства по решению данного вопроса: ввести обязательную защиту диссертации и продлить срок пребывания в аспирантуре до пяти лет, “если это необходимо”. Еще одним важным шагом должна стать отмена аккредитации аспирантских программ в институтах РАН.

Татьяна Возовикова, Поиск

©РАН 2024