Качество госзакупок должно стать дороже денег

23.06.2016



Выстроенная система госзакупок по принципу «чем дешевле, тем лучше» показала свою неэффективность и даже опасность. Академики РАН утверждают, что экономия на качестве приводит к деградации всех сфер и тормозит в стране инвестиционный и экономический рост. Ученые-экономисты ссылаются в том числе на свежий пример трагедии в Карелии.

Система госзакупок в стране должна быть усовершенствована. К этому вчера призвали экономисты из Российской академии наук. «Конкурентоспособность – это признак качества. К сожалению, сегодня наши правила игры при закупках таковы, что важнее цена, все сводится к принципу «чем дешевле, тем лучше», – говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Виктор Ивантер.

Та экономия, которой добивается государство при проведении закупок, иллюзорна. Скупой платит дважды. В итоге происходят различные аварии, например, при эксплуатации коммунальной инфраструктуры, и даже трагедии, приводящие к человеческим жертвам.

«А ведь чем качественнее продукция, тем лучше ее эксплуатационные характеристики», – замечает завлабораторией ИНП РАН Игорь Буданов. Такая продукция дороже, но в итоге она помогает сэкономить, так как служит дольше и лучше. То же самое касается услуг: чем они качественнее, тем меньше потом приходится переплачивать за исправление ошибок.

Казалось бы, все это понятно даже школьнику. Однако выясняется, что в некоторых случаях такие хрестоматийные вещи нужно проговаривать особо. По мнению экономистов, именно качество производимой в России продукции становится сейчас барьером для дальнейшего импортозамещения, экспортной экспансии и экономического роста. Академики призывают: государство должно поддержать обрабатывающие отрасли, чтобы они инвестировали в модернизацию и повышение качества. Одним из таких стимулов могут стать госзакупки, но только в том случае, если низкая цена перестанет быть самоцелью.

При этом чтобы судить о качестве, для начала нужно восстановить систему государственных стандартов. «У нас была такая система, но мы решили освободить от нее бизнес, сделав ее добровольной. И возникли проблемы», – замечает Ивантер. Пример – ситуация с молоком: снова и снова поступают новости, что в некоторых молочных продуктах нет ни молока, ни даже съедобных ингредиентов.

«Нужно и в процессе госзакупок, и в процессе закупок, осуществляемых другими структурами, добиваться, чтобы выполнялись не только ценовые правила, но и регламенты, связанные с качеством продукции. Надо, чтобы использовалась продукция качеством не ниже, чем определено соответствующими стандартами», – поясняет замдиректора ИНП РАН Дмитрий Кувалин.

Предложения экономистов уже изложены в докладе «Восстановление экономического роста в России». В нем говорится: «Необходимо ограничить «всеобщую тендеризацию» при закупках и выборе подрядчиков госкорпорациями, госкомпаниями и ведомствами... Это позволит повысить надежность и качество поставщиков и исполнителей работ, а также экономическую самостоятельность и реальную ответственность заказчиков. Качество управления должно определяться не точностью исполнения процедур, а только конечным результатом».

После трагедии в Карелии остро встал вопрос хотя бы о частичном пересмотре существующей системы госзакупок. Как заявила в понедельник вице-премьер Ольга Голодец, «в кратчайшие сроки будут внесены предложения по изменению законодательства: торги по детским путевкам будут выведены из системы так называемых электронных аукционов». «Мы договорились, что осенью приступим к полной ревизии законодательства в этой сфере», – добавила она.

В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков призывает не рубить с плеча. Как он ранее заявил Интерфаксу, из-за происшествия в Карелии закон о госзакупках пересматривать пока не будут. Он особо отметил, что если из списка критериев убрать минимальную цену, тогда даже самые простые вещи будут закупаться за бешеные деньги.

Представители отрасли всеми силами пытаются переложить ответственность за провалы с системы госзакупок на самих поставщиков товаров и услуг. При этом они не поясняют, как так получается, что в тендерах участвуют недобросовестные участники рынка.

«Такие принципы, как ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, уже заложены в законодательство о контрактной системе, – говорит замгендиректора Национальной ассоциации институтов закупок Мария Семенова. – Необходимо уделять внимание их качественному соблюдению на всех этапах закупки. Недостаточно только выбрать победителя, необходимо контролировать все стадии исполнения заключенного контракта. Механизмы такого контроля, включая одностороннее расторжение контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрены действующим законодательством. Поэтому нет смысла менять законодательство, необходимо внимательнее составлять технические задания и осуществлять приемку работ».

Семенова добавляет: «Те нарушения, которые были допущены в детском лагере в Карелии, никак не могли быть предотвращены законодательством о закупках. Лагерь с такой безобразной организацией жизни и деятельности в принципе не должен был существовать».

«Нельзя говорить о том, что плохие правила. Плохая реализация. Безусловно, закон о госзакупках несовершенен и сложен, его нужно пересмотреть и упростить. В частной ситуации с детским лагерем – после следствия правоохранительных органов, которые скажут, были ли системные нарушения. В текущем составе Госдумы закон не будет пересматриваться точно. Скорее всего это произойдет во время работы следующего созыва депутатов», – ожидает исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок Илия Димитров.

«Налицо стремление переложить вину с по-настоящему ответственных лиц на систему госзакупок, – продолжает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – По сути своей система аукционов не направлена на выявление нарушений при оказании услуг и производстве товаров. Предполагается, что если поставщик участвует в торгах, то он осуществляет свою деятельность на законных основаниях, а качество услуг и товаров соответствует указанному в бумагах, выданных проверяющими органами. Главная роль системы госзакупок – установление равных условий для всех участников торгов. Контролем качества занимаются контролирующие органы».

Некоторые эксперты, однако, настаивают: систему надо реформировать. «Она не обеспечивает ни должного качества, ни реальной конкуренции между поставщиками. Существует множество уловок в тендерах, когда заказчику необходимо, чтобы победил конкретный, его знакомый подрядчик, и эта победа организуется. Бывает, что в тендере участвуют несколько фирм, а все они, по сути, являются одной и той же компанией», – перечисляет директор по развитию бизнеса QBF Маргарита Горшенева. По словам эксперта, для экономического роста было бы здорово действительно сделать госзакупки прозрачными, а для этого нужны волевое административное решение и контроль за его исполнением.

Независимая газета

©РАН 2024