Гонтмахер написал Чубайсу открытое письмо. Чубайс ответил

29.12.2009

Поводом для письма стало интервью Чубайса британской телерадиокомпании BBC, в котором он высказал мысль о том, что экономическую модернизацию в России можно проводить и без политической модернизации

В середине декабря 2009 года руководитель Центра социальной политики Института экономики Российской академии наук Евгений Гонтмахер написал открытое письмо главе "Роснано" Анатолию Чубайсу.

."Вы можете сказать, что сначала надо разобраться с экономикой, принять кучу назревших тут решений, а потом, лет через ...дцать, заняться политикой. Но давайте вспомним недавние, докризисные годы нефтегазового и прочего сырьевого изобилия. Почему эти действительно назревшие решения не принимались, более того - те хозяйственные институты, с таким трудом созданные и при Вашем непосредственном участии в 90-е годы, резко ухудшили свое качество? Речь идет и о сверхмонополизации экономики (какой уж тут рынок, по большому счету?), и о сращивании значительной части бизнеса с госаппаратом (и это, как писали все классики, убивает рыночную экономику), и о нараставшем технологическом отставании (Вам, как главе тогдашнего РАО ЕЭС, это понятно), и о полном зажиме малого бизнеса, без процветания которого невозможна всё та же рыночная экономика", - попытался образумить Чубайса Гонтмахер.

Не обошел глава Центра социальной политики и темы Роснано: "Возможно, Вы считаете, что экономическая модернизация может ограничиться лишь закупкой на деньги Роснано и других госкорпораций самого современного оборудования на Западе? Сталин делал именно так. Но при этом он имел в своем распоряжении десятки миллионов крепостных, а также многочисленную "лагерную пыль" и элитные шарашки".

Глава Роснано, "отец российской приватизации" не оставил открытое письмо Гонтмахера без ответа, который разместил в своем личном блоге.

"Если я Вас правильно понял, Вы считаете, что без политической либерализации бесполезно пытаться модернизировать экономику. Что называется, нечего и начинать. "Пусть сначала отменят "басманное правосудие", а потом начнем строить инновационную экономику". Эта точка зрения распространена среди демократической общественности, но, находясь в твердом меньшинстве, я с ней категорически не согласен. Считаю, что начинать можно уже сейчас, мало того - необходимо. Добавлю и еще - в нашей реальности именно это начало может оказаться гораздо более значимым для политической либерализации в России, чем многие стерильно политические инициативы", - не соглашается со своим корреспондентом Чубайс.

Он считает, что существуют "сотни значимых экономических решений", которые вполне осуществимы в нынешний политических условиях и способны "не просто снять выстроенные самим государством бетонные барьеры на пути инновационного бизнеса, но и дать этому бизнесу серьезный позитивный импульс".

Кроме того, глава Роснано считает неправильным терять годы и существующие пока высокотехнологичные отрасли - авиастроение, космическую промышленность, судостроение, энергомашиностроение, да и собственно оборонную промышленность.

Также глава Роснано верит в то, что запуск инновационной экономики может произойти в исторически короткие сроки (5-10 лет) и в масштабах, способных не только изменить структуру ВВП, но изменить и социальную структуру в стране.

"Достаточно, сказать, что только мы в Роснано собираемся к 2015 году создать наноиндустрию, в которой будет занято около 150 тысяч человек, из которых 100 тысяч - специалисты высокого класса с магистерским образованием. Это означает, что вся инновационная экономика к этому времени вместе с работающей на нее наукой способна вовлечь в свою орбиту миллионы граждан нашей страны. По сути, речь идет о том, что наша научно-техническая интеллигенция будет заново востребована", - пишет Чубайс.

Это, по логике Чубайса, будет способствовать появлению людей, которым действительно нужна "настоящая" демократия.

Подразделы

Объявления

©РАН 2024