Астрофизики из ИКИ РАН доказали рождение сверхновых звезд из термоядерных взрывов

29.08.2014

Российские астрофизики из Института космических исследований (ИКИ) и их зарубежные коллеги подтвердили теорию, согласно которой сверхновые звезды определенного типа Ia представляют собой гигантские термоядерные взрывы сверхплотных остатков других звезд — белых карликов.

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости. Российские астрофизики из Института космических исследований (ИКИ) и их зарубежные коллеги подтвердили теорию, согласно которой сверхновые звезды определенного типа Ia представляют собой гигантские термоядерные взрывы сверхплотных остатков других звезд — белых карликов, результаты этой работы, ведущими авторами которой стали российские специалисты, опубликованы в журнале Nature.

Считается, что сверхновые типа Ia являются результатом термоядерного взрыва углеродно-кислородного белого карлика, в процессе которого синтезируется большое количество радиоактивного никеля-56 и возникает гамма-излучение. Хотя ранее уже были открыты сотни таких сверхновых в разных галактиках, их гамма-излучение ни разу не удавалось зарегистрировать; соответственно, не удавалось подтвердить теоретическую модель возникновения сверхновых типа Ia.

Пятнадцатого января 2014 года такая звезда взорвалась в галактике M82 — в 11 миллионах световых лет от орбиты Земли. Возникшее в результате этого гамма-излучение удалось зафиксировать орбитальной обсерватории "Интеграл" (совместный проект Роскосмоса, НАСА и Европейского космического агентства). Это полностью подтвердило теоретическую концепцию сверхновых типа Ia как гигантских термоядерных взрывов.

"Наблюдения обсерватории "Интеграл" между 50-м и 100-м днями с момента взрыва надежно зарегистрировали излучение в двух наиболее мощных гамма-линиях распада радиоактивного кобальта-56 на энергиях 847 и 1237 килоэлектронвольт", — отметил первый автор статьи, ведущий сотрудник ИКИ, член-корреспондент Российской академии наук Евгений Чуразов, чьи слова приводятся в сообщении.

"Нам очень повезло, и прежде всего потому, что в распоряжении ученых Института космических исследований РАН была орбитальная обсерватория "Интеграл", — отметил научный руководитель от России обсерватории "Интеграл", главный научный сотрудник ИКИ академик Рашид Сюняев.

Он поблагодарил российский научный комитет проекта "Интеграл" за согласие прервать регулярную программу наблюдений и "потратить миллион секунд из российской квоты наблюдательного времени на наблюдения этой сверхновой".

"Именно в ходе этих наблюдений мы увидели первые признаки распада радиоактивного кобальта в спектре гамма-излучения сверхновой", — отметил Сюняев.

РИА Новости