«Академики» едут в Хибины

11.09.2017




Вместе с научными центрами Петербурга и при их поддержке полевой сезон завершил в конце лета эколого-биологический центр «Крестовский остров». Причем география работ этой крупнейшей в России площадки дополнительного образования подобного профиля выросла. Будущие ученые совершили нынче 14 экспедиций, собирая материалы для изысканий не только в Карелии, Ленобласти и других регионах Северо-Запада, но и на Урале, в заповеднике «Шульган-Таш». К уже освоенным маршрутам добавились новые — юные исследователи впервые побывали на Хибинском хребте. К этим и другим проектам центра привлечено большое внимание: на его базе может появиться структура по работе с увлеченными биологией и химией одаренными детьми со всего Северо-Западного округа.

Детская эколого-биологическая «академия» на Крестовском острове, действующая при Городском дворце творчества юных, через месяц отметит десятилетие. Сегодня это самый крупный (свыше 1700 воспитанников) в России образовательный центр такой направленности, функционирующий не по мере выполнения проектных заданий, а на постоянной основе.

Хотя на самом деле дата создания центра условная: он появился на основе существовавшего при ленинградском дворце пионеров кружка еще в довоенные годы. И не прекращал работу даже во время блокады: голодные юные натуралисты выращивали в саду у Аничкова дворца овощи, ухаживали за животными и спасали пострадавшие от вражеских снарядов деревья, а в сентябре 1943 года там даже прошел первый городской слет юннатов.

Такая форма работы с «погруженными» в природу детьми прижилась и получила развитие благодаря тому, что советский опыт кружковой работы сохранился в Петербурге лучше, чем в других регионах страны. А в северной столице он имел еще и богатые дореволюционные корни: объединения юных биологов открывались здесь больше ста лет назад. Например, при Лесотехнической академии.

С той поры петербургские юннаты плотно сотрудничают с научными организациями города. И проводить полевые исследования на высоком уровне им помогают Институт физиологии имени И. П. Павлова Российской академии наук (РАН), Санкт-Петербургский государственный университет, Институт экспериментальной медицины и др. В ходе экспедиций, которые организуются при бюджетной поддержке Смольного, старшеклассники не просто берут для анализа образцы проб воды и грунта, собирают природный материал, но и решают прикладные задачи.

Так, одна из территорий в Ленобласти (окрестности реки Рагуши в Бокситогорском районе) получила статус памятника природы во многом благодаря исследованиям, проведенным лабораторией геоботаники «Крестовского острова». А данные, собранные в ходе другой экспедиции, легли в копилку аргументов, позволивших уменьшить масштабы золотодобычи на одной из алтайских рек, которой угрожала экологическая катастрофа.

В башкирском заповеднике «Шульган-Таш» юные петербуржцы изучали в этом году особенности медоносных растений для развития бортничества. На водосборном бассейне реки Луги в Ленобласти отрабатывали новую методику биоиндексации, помогающую оценить качество речной воды на основе наблюдения за живущими там организмами. А полевые маршруты в Хибинах (Мурманская область) были связаны с определением влияния туризма на краснокнижные и особо уязвимые виды растений.

При этом участники экспедиций используют оснащение центра (скажем, в Кандалакшском заповеднике у Белого моря, где гидрологическими изысканиями занимаются более полувека) и оборудование организаций, в которых трудятся ученые, совмещающие науку с педагогикой. Такие как доктор биологических наук физиолог Андрей Якимовский и член-корреспондент РАН орнитолог Никита Чернецов.

«Мы стараемся подключить ребят к реальным научным процессам, чтобы они вели исследования, не уступающие студенческим работам, — говорит директор центра «Крестовский остров» Артур Ляндзберг. — Среди них немало тех, кто становится победителем и призером всероссийских олимпиад по биологии, экологии и поступает в вузы вне конкурса. Вот только жаль, что организовывать экспедиции становится все труднее: некоторые требования МЧС и Роспотребнадзора сегодня, мне кажется, просто избыточны...»

Полевые результаты юные «академики» озвучивают на конференциях (в том числе тех, что проводятся на базе центра), а статьи, которые они пишут вместе с научными руководителями, публикуют вузовские и отраслевые издания. Одна из четырех новых программ, стартующих в центре с этого учебного года, вооружит юных экологов знанием научного английского языка, необходимого для выхода на следующую исследовательскую ступень.

Правда, центру уже тесновато в построенных для него корпусах. Варианты его расширения и получения нового лабораторного оборудования сегодня прорабатываются. Замыслов на этот счет много, и некоторые из них связаны с распространением петербургского опыта, созданием на его базе образовательных площадок более высокого статуса.

Санктъ-Петербургские вести

Подразделы

Объявления

©РАН 2017