Уроки цунами

26.12.2005

История мира оставила память о 1050 цунами

Слово «цунами» сделало невероятную карьеру с тех пор, как впервые сорвалось с губ японца. В переводе это - всего лишь «большая волна в гавани» - фраза из лексики жителей моря, поэтическая рефлексия. Но по масштабу бедствий и числу жертв цунами, случившееся в Индийском океане 26 декабря 2004 года, было фатальным. Язык волны, длиною в несколько сот километров, обладаюащий силой в 100 «хиросимовых» бомб, в один миг «слизнул» и отправил в бездну 300 тысяч (последняя цифра ученых) человек – граждан Индонезии, Индии, Шри-Ланки, Таиланда и других стран. Ученые говорят, что данные о жертвах – не полные, истинное количество погибших просто невозможно подсчитать. Среди тех, кого поглотила стихия, было немало туристов из Европы, а также – 10 россиян, отдыхавших на курортах Индийского океана. Жертв могло оказаться гораздо больше – просто было 8 утра, и пляжи были полупустынны.

История мира оставила память о 1050 цунами. Сто из них названы катастрофическими. Цунами 2004-го года по своей силе входит в тройку сильнейших. Ученые установили точный адрес эпицентра – Индийский океан, северо-западная часть Суматры (Индонезия), 42 км от небольшого острова Симёлуэ. Широта – 03.298 гр. N, долгота 95.778 гр.E. В 0 часов 59 минут по Гринвичу (UTС) в этом месте океана, на 10-километровой глубине, внутри тверди дна, произошли тектонические подвижки огромной мощи, сравнимые с энергией миллионов атомных бомб.

«Когда идет цунами, в движение вовлекается гигантская масса воды – практически весь океан, а его средняя глубина– 4 километра. Этим, собственно, цунами и отличается от шторма или циклона, которые захватывают только поверхностные слои, - рассказал доктор физико-математических наук Евгений Куликов, заведующий лабораторией цунами Института океанологии Российской академии наук. - Само по себе движение океанической массы небольшое – во время Суматранского цунами высота волны в открытом океане, измеренная из космоса, достигала всего 70 см. Коварство цунами, его поражающий фактор проявляются у побережья. На пляжи Суматры и другие берега выплеснулась стена высотой метров в 20. Проявление этого цунами было глобальным – волны обежали весь земной шар, их зарегистрировали повсюду - в Атлантике, в Тихом океане, в Антарктиде. Цунами было зарегистрировано и под Москвой, в Обнинске, в главном центре слежения за землетрясениями, о нем доложили в МЧС. Но кто мог быстро оповестить людей на пляжах Индийского океана?».

Цунами - одно из самых грозных стихийных бедствий. Возникая в результате сейсмотектонических подвижек океанического дна, цунами распространяется далеко от своего источника, нанося ущерб на огромном расстоянии. «Цунами» ученые называют длинные гравитационные волны, возникающие в результате землетрясений, взрывов подводных вулканов, оползней. По словам Евгения Куликова, природа Суматранского цунами, несомненно, сейсмическая. Дно океана претерпело изменение: что-то опустилось, что-то поднялось. Это вызвало разлом, который прокатился на север, через Атаманские и Никобарские острова. Длина разлома сейчас является предметом дискуссий ученых. Дело в том, что подобного прежде не случалось.

По информации океанолога, эхо цунами, так называемый авторшоковый процесс, еще не прекратился и будет продолжаться не менее двух лет: утрясаются пласты земли, устанавливаются по-новому горные кряжи. За прошедший год в район трагедии было предпринято много научных экспедиций, в том числе 5 российских. Проведен сейсмический и геофизический анализ. «Отрадно то, что мировая наука, в том числе и российская, оказалась подготовленной к моменту этого события, - констатирует Куликов. - Было возможным спутниковое измерение геопозиционирования (система, точно определяющая смещение земной поверхности), сейчас идет обработка данных».

Именно Евгению Куликову удалось, в числе других ученых, зарегистрировать волну цунами из космоса. Его научная публикация по теме обработки этих космических сигналов стала первой в мире. В будущем это даст возможность мониторинга поверхности океана из космоса, позволит увидеть волну заранее, оповестить об опасности. Сегодня обработка данных их космоса происходит через несколько дней – наука просто опаздывает с прогнозом. Трагедия сплотила ученых всего мира вокруг проблемы и они действуют в режиме интенсивного обмена информацией, мнениями, гипотезам.

«В результате землетрясения-2004 произошло опускание и поднятие островов, изменение рельефа дна океана и земли, мы это смогли увидеть и запечатлеть, - сообщил Куликов. - Например, сделана подземная съемка рельефа одного из островов перед Суматрой, где откололся и сполз огромный кусок – в десятки километров. Развитие земли, геологическое изменение происходят именно через такие катастрофы, - пояснил профессор. - Мы определили также эффект опускания и поднятия островов – Атаманские острова практически ушли под воду».

Евгений Куликов показал на экране компьютера леденящие душу картинки. Счастливые люди, наслаждающиеся ласковым морем. И вдруг – море отхлынуло, открылось дно, бьется шокированная рыба, обнажаются морские сокровища - раковины, кораллы, морские звезды. Люди бросаются собирать эти «сувениры». Через несколько минут все они погибнут - горизонт уже заволокла вставшая на дыбы вода и катит к берегу…

В этот момент одна девочка, американка, сказала отцу: «А мы проходили в школе, что откат моря – это признак цунами…» Отца осеняет прозрение, он хватает дочь за руку и они мчатся прочь, крича всем об опасности. В результате – все обитатели этого пляжа спасаются. Школьница, впоследствии награжденная медалью американского Конгресса, преподала большой урок человечеству, показав, как важны знания.

«Я был в числе тех ученых, которые собрались в Дели сразу «по следам цунами», - рассказал Куликов. Мы поняли, что главной причиной гибели 300 тысяч человек является отсутствие системы оповещения. Ее нужно немедленно организовывать, в глобальном масштабе». Сегодня такая служба уже создается международными усилиями на основе богатого опыта, имеющегося в России, США, Японии. Подписано несколько соглашений разного характера, выделяются средства.

Человек не может противостоять цунами, состязаться с энергией земли. Но он может не строить городов в опасных зонах, максимально обезопасить себя ранним предупреждением о проявлении стихии, мерами эвакуации: кораблям следует уходить в открытое море, людям - подниматься в горы. Евгений Куликов рассказал любопытную историю: российская экспедиция, которая обследовала малые острова у Суматры, обнаружила остров, население которого совершенно не пострадало, тогда как на других погибло от 70 - до 90% . Вождь-старейшина этого «счастливого острова», при первых признаках цунами, просто дал команду всем подняться в горы, основываясь на знаниях, полученных от предков.