10 апреля 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

10.04.2007

Научное сообщение «О результатах информационно-аналитических и теоретических исследований проблем культурологии в ИНИОН РАН». Докладчик - академик ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич (директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН).

 

Сообщение для прессы

10 апреля 2007 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук.

Члены Президиума заслушали научное сообщение «О результатах информационно-аналитических и теоретических исследований проблем культурологии в ИНИОН РАН».

Докладчик - академик ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич (директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН).

 

Культурология – новое междисциплинарное направление социальных и гуманитарных исследований. Она относительно недавно вошла в перечень учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта и сегодня изучается в большинстве вузов страны. Первая кафедра создана в МГТУ им. Н.Э.Баумана в 1990 г. Первое научное подразделение в системе Академии наук – в том же году в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН). ВАК также включил культурологию в номенклатуру научных специальностей. В нашей стране уже не один десяток докторов и кандидатов культурологии.

Культурологическая тематика является одним из важнейших направлений научно-информационной и научно-исследовательской деятельности ИНИОН с начала 90-х годов. Это было обусловлено глубокими социальными трансформациями, происходившими в России. Кардинальное изменение ментальных и общественных ориентаций, слом прежних духовных представлений породили потребность в переосмыслении культурно-цивилизационной идентичности России.

Реализация культурологической программы стала возможной благодаря научно-информационной школе ИНИОН. Другим ключевым условием ее осуществления была консолидация научных усилий ряда академических институтов (Института всеобщей истории, Института мировой литературы, Института философии и др.). Программа имела три основных направления.

Первое – создание энциклопедических и справочных изданий, представляющих собой качественно новый уровень информационно-аналитической деятельности; это, в свою очередь, предполагало решение двух задач – теоретическое исследование нового поля гуманитарного знания и информационное обеспечение научного и образовательного процессов в сфере культурологии.

Второе – перевод и комментирование трудов зарубежных классиков культурологической мысли, переиздание отечественных раритетов, введение в научный оборот трудов ведущих современных российских исследователей.

Третье – адаптация культурологического знания к уровню и потребностям студенческой аудитории.

На сегодняшний день результаты реализации культурологической программы таковы. В научных издательствах Москвы и Санкт-Петербурга нами выпущено около 150 книг классиков мировой и отечественной культурологии, а также современных исследователей. Из них 12 томов – это энциклопедии, антологии, справочники, словари, лексиконы. Работа российских ученых XIX-ХХ вв. представляют собой примерно треть всех изданных книг (20 авторов работают или работали в РАН). Среди зарубежных классиков следует выделить несколько абсолютно первоклассных имен: М.Вебер, К.Манхейм, Э.Трёльч, Г.Зиммель, П.Тиллих, Я.Буркхардт, Э.Кассирер, М.Фуко, В.Дильтей, Э.Жильсон, Р.Арон, Т.Адорно, П.Рикёр, Н.Эллиас, К.Леви-Стросс, Ж.Маритен, Р.Бультман, Б.Малиновский, К.Гирц, Л.Уайт, А.Крёбер. Все эти книги выходят в рамках восьми научных серий: «Лики культуры», «Российские Пропилеи», «Книга света», «Культурология. ХХ век», «Summa culturologiae», «Зерно вечности», «Humanitas», «Письмена времени».

Кроме того, в основном для системы высшего образования, нуждающейся в оперативной культурологической информации, вот уже более пятнадцати лет готовится дайджест «Культурология» (подписное периодическое издание, выходящее 4 раза в год), а также с 1990 г. ежегодник «Человек: Образ и сущность». Разумеется, идет и традиционная исследовательская работа: публикуются статьи и монографии.

Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Лесли Уайта (1900–1975 гг.). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе социально-гуманитарных наук. Своими корнями культурология уходит в антропологию, этнологию, социологию, лингвистику, семиотику, психологию и др.

Основной категорией культурологии является понятие «культура». Его определения разнообразны: от простого противопоставления природе до дефиниции культуры как исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах организации жизни и деятельности людей. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления.

Еще одно важнейшее свойство культуры заключается в том, что именно она является универсальным основанием для самоидентификации общества и человека, осознания коллективом и его членами своей индивидуальности, маркирования себя, различения «своих» и «чужих».

Несмотря на существенную роль традиций, сохраняющих культуру в ее неизменной специфичности, она по своей природе – весьма динамична. В ее развитии можно выделить несколько типов формирования и изменения. 1. Культурогенез – порождение новых культурных форм и возникновение новых культурных систем. 2. Трансформация культурных форм – процессы их модернизации, прогрессивного развития, деградации, вплоть до исчезновения. 3. Наследование традиций – трансляция и преемственность социального опыта, позволяющие осуществлять воспроизводство культуры. 4. Культурная диффузия – процессы пространственно-временного распространения культурных образцов, их заимствования и внедрения в иные культурные системы.

Основными компонентами предмета культурологии являются: 1) онтология культуры – многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров; 2) гносеология культуры – основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология; 3) анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; 4) культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации; 5) антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры; 6) социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия; 7) социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем; 8) историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации; 9) прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры. Существует множество типов понимания культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода. 1. Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система знаний о культуре. 2. Культурология трактуется как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и прямо противоположная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре). В этом случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах и значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. 3. Культурология квалифицируется как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Чем для науки является реализация программы культурологических исследований, ведущаяся учеными РАН и высшей школы? В XVIII в. французские энциклопедисты вырабатывали новый тип научного знания и мышления. В конечном счете, все это структурировалось в Энциклопедии. Понимая существенное различие в масштабе решаемых задач, следует, тем не менее, указать на типологическую схожесть. Сегодня закладываются основы нового гуманитарного и социального знания.

Старое, традиционное знание (при всех его достижениях) нуждается в серьезном пересмотре. Теперь мы отчетливо понимаем, как глубоко заблуждалась прежняя наука относительно природы общества и перспектив его развития. Она «делала ставку» на борьбу, противоречия, насилие (акцентировала все это). Оказалось же, что высокоорганизованные общества (культуры) находят силы и умение преодолевать это и достигать консенсуса, согласия. Одну из главных ролей играют здесь механизмы культуры.

Весьма значима также культурология для преодоления европоцентристских (западоцентристских) подходов в социально-гуманитарной науке. Именно культурология дает научное обоснование существования множества самостоятельных и по-разному развивающихся культур. Этот вывод особенно важен в эпоху глобализации, которая, не в последнюю очередь, является попыткой вестернизации (американизации) и, тем самым, унификации культурно дифференцированного мира.

К чему ведет утверждение культурологии в системе современного социально-гуманитарного знания? К примеру, в социальной теории, как уже говорилось, акцент переносится с темы дестабилизации общества и утопических о нем представлений к теме консолидации и консенсуса, к теме «управляемого конфликта». В исторической науке повышенное внимание уделяется цивилизационному подходу. В политической науке и правоведении – теме возможности переноса институтов одной культуры в другую. И т.д.

В общем и целом культурология как новая отрасль знания необходима для адекватного цивилизационного и мировоззренческого самоопределения России в современном мире и выработки стратегии ее социального развития в XXI в. В этом и есть основное значение дальнейших культурологических исследований.

 

В обсуждении доклада приняли участие:

 

Академик Чубарьян Александр Оганович сказал, что ИНИОН делает важное и большое дело. Доклад показывает, как сложно понятие культуры. Проблема заключается в выработке четкой формулировки предмета. Необходимо продолжить дискуссию по этой проблеме. Очень важно, что исследования в области культурологии носят междисциплинарный характер.

Академик Челышев Евгений Петрович: В ИНИОН ведется большая работа. Есть проблемы с финансированием и книгами. Культура – понятие многозначное. Пока не подготовлена культурная среда, реформы не могут разворачиваться успешно. Трудность заключается в том, что сложно сформулировать предмет науки.

Академик Бонгард-Левин Григорий Максимович отметил, что программа действует 15 лет, выпущено 115 книг. Прежний директор ИНИОН Владимир Алексеевич Виноградов сыграл огромную роль в организации этой работы. Раньше не было возможности ознакомиться с трудами Бахметьева, Шмелева, Ильина. Далее выступающий подчеркнул, что в силу новизны научного направления и комплексности исследований следует соблюдать осторожность в терминах. Также следует сделать более академичным выпуск книг.

Академик Деревянко Анатолий Пантелеевич поддержал тезис о том, что культурология – это наука. Следовательно, информацию о деятельности в этой области следует внести в «Основные достижения РАН».

В заключение президент РАН, академик Осипов Юрий Сергеевич отметил, что все присутствующие понимают, о чем идет речь. Культурология – наука, которая развивается. Есть отличное междисциплинарное исследование, объединяющее многое. Представители естественных и гуманитарных наук должны поддержать это исследование.

 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

 

Информация предоставлена Пресс-службой РАН.

Пресс-служба РАН: Руководитель - Преснякова Ирина Васильевна

тел./факс: 954 11 45 E-mail - irina@presidium.ras.ru

Главный специалист - Бадо Анна Ефимовна тел: 237 90 02; E-mail – novo@presidium.ras.ru

Главный специалист – Каменева Валентина Сергеевна. Тел. 237-81-15 E-mail – vskameneva@presidium.ras.ru

Главный специалист Колесникова Марина Валерьевна т/ф.: 718 17 55

E-mail - mvel@mail.ru; marina@presidium.ras.ru

Подразделы

Объявления

©РАН 2024