http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=9f9c6ccc-97bc-417f-a618-5f36000b47df&print=1
© 2024 Российская академия наук

Конспирология на службе вируса

27.10.2021



Исследователи Института психологии РАН по итогам опроса в июле текущего года пришли к выводу, что наиболее весомый вклад в недоверие к прививкам от COVID-19 вносит воспринимаемое отсутствие консенсуса между экспертами, конспирологические убеждения, низкое доверие к государству, а также к средствам массовой информации – как официальным, так и неофициальным.

C 26 по 31 июля 2021 года Институтом психологии РАН совместно с компанией OMI и по инициативе Президиума Российской академии наук было проведено исследование в форме массового онлайн-опроса городского населения по квотной выборке, в котором приняли участие 2000 респондентов. Страх непредвиденных последствий вакцинации оказался наиболее выраженным среди всех тревог, связанных с пандемией – даже более сильным, чем опасения заражения близких.

Исследователи выделяют три основные причины низкой готовности прививаться. Во-первых, это противоречивые заявления представителей власти и отсутствие консенсуса среди экспертов, которое отмечают 72% опрошенных горожан. Причем среди тех, кто не планирует делать прививку в ближайшие месяцы, 62% указывают, что знакомые врачи не советуют им вакцинироваться. Во-вторых, низкий уровень доверия к социальным институтам. Снижение доверия государству и СМИ во время пандемии – общемировая тенденция. В-третьих, защитные психологические реакции на переживание трудноконтролируемой угрозы, которые проявляются в недооценке риска и конспирологических теориях.

«С одной стороны, люди ждут от государства защиты от последствий пандемии, и мы наблюдаем рост патернализма и авторитарных установок, а с другой стороны, массовый характер ограничений вызывает стремление отстоять свою индивидуальность и право на выбор. Следует учитывать и то, что жители крупных городов уже успели привыкнуть к пациентоцентричной, персонализированной медицине. Но более важный фактор – это ощущение потери контроля над происходящим, которое компенсируется через поиск конспирологических объяснений («я-то знаю, что на самом деле происходит»). К сожалению, подверженность таким психологическим защитам не зависит от уровня образования, конспирологические убеждения в той или иной форме разделяют 77% горожан», - отмечает профессор РАН Тимофей Нестик.

Более половины опрошенных (54%) видят в вакцинации способ обогащения для фармацевтических компаний и медицинских работников, а 46% считают, что она придумана для отвлечения внимания от более насущных проблем российского общества.

По данным Института психологии РАН, среди наиболее распространенных предубеждений в отношении вакцинации обращают на себя внимание околонаучные мифы. Так, 59% планирующих сделать прививку считают, что вакцина на основе мертвого вируса лучше, чем синтетическая; 53% опрошенных убеждены в том, что прививка не защищает от новых штаммов коронавируса, а 61% уверены, что она может вызвать опасные побочные эффекты - тромбы, аллергические реакции и т.п.

Более половины всех респондентов верят в то, что вакцинация не нужна тем, у кого высокий уровень антител (56%); что прививки малоэффективны против новых штаммов коронавируса (53%); что они могут привести к ненормальной реакции организма на другие болезни или лекарственные препараты (52%); что они менее эффективны, чем иммунитет, приобретенный вследствие перенесенного заболевания (51%); что они имеют крайне непродолжительный эффект (51%).

Среди опрошенных 52% соглашаются с тем, что вакцинация должна быть обязательной для некоторых отраслей и категорий сотрудников. Но при этом 65% не доверяют вакцинам от COVID-19, считая, что они разработаны в спешке. Среди тех, кто планировал вакцинироваться в ближайшие два месяца каждый третий не верил в эффективность вакцины.

«Наши данные показывают, что нагнетание страха заражения само по себе не может снизить недоверия к вакцинам, и основные усилия следует сосредоточить на формировании консенсуса среди экспертов, прежде всего – врачей. Предубеждениям и конспирологии нужно противопоставить консолидированную позицию научного сообщества, подтвержденную результатами исследований. Важную роль в этом может сыграть Российская академия наук», - считает Тимофей Нестик.

Учитывая появление новых штаммов, особое внимание следует обратить на убеждение сограждан в необходимости соблюдать санитарно-эпидемиологические ограничения даже при наличии свидетельства о вакцинации. Хотя среди уже сделавших прививку 59% утверждают, что соблюдают масочный режим, среди не вакцинировавшихся только 22% твердо уверены, что будут носить маску после прививки.

«Исследование показало, что при решении вакцинироваться для одних важнее подтверждение эффективности в независимых источниках, для других – тяжесть санкций, для третьих – будут ли какие-то льготы и как к этому отнесутся другие, для четвертых – добровольность и наличие выбора вакцин, для пятых – смогут ли они таким образом защитить близких. Нужны разные стимулы, а не один и тот же для всех. Кроме того, врачам и СМИ следует больше рассказывать о том, как вакцинация организована: людей волнует, не заразятся ли они, ожидая очереди в пункте вакцинации; проверят ли наличие противопоказаний и достаточно ли квалифицированы медики, делающие укол; окажут ли им помощь, если что-то пойдет не так», - говорит Тимофей Нестик.

Боится заболеть коронавирусом лишь каждый третий горожанин (33%), но две третьих опрошенных по-прежнему опасаются за близких. Только 36% респондентов считают, что для коллективного иммунитета необходима вакцинация детей, а 48% считают, что для детей вакцины от COVD-19 опасны, но при этом 60% сделали бы прививку от коронавируса своему ребенку, если бы были уверены в ее безопасности (причем среди тех, кто сам не планирует прививаться в ближайшее время таких 41%, а среди тех, кто планирует – 77%).

«Большинство исследований говорят в пользу того, что напоминание о рисках должно быть сопряжено с надеждой. Например, рассказывая об опасности нового штамма и жертвах среди не привившихся, нужно показывать примеры того, как вакцинация спасла жизнь заболевших, и давать очень четкие инструкции. Ставку нужно делать не на запугивание, а на повышение уверенности людей в том, что они в силах защитить себя и близких» - настаивает Тимофей Нестик.

По словам профессора РАН, это позволит существенно снизить чувство неконтролируемой угрозы и неспособности влиять на ситуацию, которое лежит в основе конспирологических убеждений.