Атомный двигатель науки

09.02.2016



8 февраля - День российской науки. В этот день в 1724 г. была основана Императорская Академия наук. Одна из старейших академий в мире, единственный институт в России, существующий без разрывов (хотя и были смены названия) 300 лет.

О ситуации с наукой лучше судить по фактам. Например, уже в этом, 2016 г. два советских ученых получили очень престижные международные награды: математик Элиашберг - премию Крафорда, астрофизик Сюняев - премию Клейна. Представитель Петербургской математической школы, гражданин США Элиашберг - профессор Стэнфорда. Ученик ак. Зельдовича, ак. Сюняев - видимо, самый "титулованный" из российских ученых - сотрудник Института космических исследований РАН. Но главная его работа - директор института астрофизики в Германии, в Гархинге, под Мюнхеном.

В мире почти все крупные ученые сегодня работают в нескольких университетах (странах) одновременно. Но тот факт, что из 4 российских нобелевских лауреатов только один ак. Алферов работает в России, а трое - за границей (Гейм и Новоселов - в Англии, Абрикосов - в США), уже не кажется признаком нормального состояния науки. А вот среди 22 лауреатов недавно учрежденной премии по Фундаментальной физике ("самая дорогая премия мира") - 4 выходца из России. Поляков, Линде, Китаев работают в США, Концевич - во Франции. И какую бы из наиболее престижных международных премий по математике и физике ни взять - соотношение похожее...

В 1990-е на ученых просто ставили небольшой эксперимент по "бескормице", сейчас идет другой эксперимент - "перестройка Академии наук". Я далек от каких-то однозначных выводов. Многие ученые говорят, что, во всяком случае, худшие ожидания от реформы не оправдались, многие (даже не для печати) вполне прилично отзываются и о работе руководителя ФАНО М. Котюкова... Так что об итогах данной перестройки говорить, во-первых, рано, а во-вторых, это совсем отдельная тема.

Но в День науки можно вспомнить то Великое Прошлое, которым во многом (иногда правда СЛИШКОМ во многом!) живет и наша наука и вообще - страна.

Самым Большим Проектом российской науки был Атомный (далее - АП). Он сыграл исключительную историческую роль, прочно утвердив СССР в качестве Сверхдержавы ХХ века. Но если политически, экономически, психологически в роли Сверхдержавы есть и плюсы и минусы (тем более опасные, что их часто стараются не замечать!), то вот в Большой науке этот проект имел однозначно положительную роль.

АП - тема гигантская, скажем о нескольких аспектах.

Дальнозоркость политического руководства. В 1918 г., в голодном Петрограде был создан Физико-технический институт (ныне им. Иоффе). Это предложение поддержал лично Ленин. Именно Физтех стал основой АП - из Физтеха вышли практически все создатели ЯО.

В 1942 г. ГКО приняло решение "об организации работ по урану". Была создана "лаборатория N 2" АН СССР - ныне Курчатовский центр. 6 августа была сброшена бомба на Хиросиму, а уже 20 августа был создан Специальный комитет под председательством Берии, который руководил АП. Непосредственное "производство работ" было возложено на 1-е Главное управление СНК (затем СМ СССР), начальником которого стал генерал-полковник Ванников. Потом оно стало называться Минсредмаш, ныне - Росатом.

Масштаб. Мы не знаем сколько денег затрачено на АП. Да в условиях советской экономики эти цифры вообще мало что значат. Но есть другие цифры. В 1949-1956 гг. в рамках АП по закрытым указам 54 человека получили звание Героев Социалистического Труда (в том числе Ванников, Духов, Курчатов, Харитон, Щелкин и Зельдович - трижды Героев. В 1962 г. третью Звезду получил Сахаров). Для сравнения - за всю ВОВ Героями Соцтруда стали 170 человек.

Кадровая политика. Ванников, Харитон (главный конструктор бомбы, научный руководитель КБ-11, где делали бомбу - ныне Российский федеральный ядерный научный центр. Харитон руководил им до 1996 г. - странно, что Центр не носит его имя) и многие другие ведущие физики были евреями. При этом в СССР в 1940-е была политика жесткого госантисемитизма. Почти все ученые, работавшие в АП - беспартийные. Отец Харитона - журналист, член партии кадетов, погиб в ГУЛАГе. И. Тамм - один из создателей водородной бомбы - немец. Его брат расстрелян как "враг народа" в 1937-м. Сам Тамм в прошлом - активный меньшевик. Ландау сидел в 1937-м (причем, что поразительно, - "не просто так"! Он реально написал листовку с призывом сбросить Сталина). В своих частных разговорах - они понятно прослушивались - Ландау называл Сталина "фашистом". А. Александров (будущий директор Курчатовского института и президент АН СССР, а тогда - директор Института физпроблем, одного из головных по АП) в Гражданскую войну, еще совсем молодым воевал в Белой Армии, чудом не уехал из Крыма в Турцию. И т.д.

Сталин и Берия в данном случае не смотрели на анкеты, лояльность. Их интересовал не "восторженный образ мысли", а способность иметь мысли.

Роль АН. Среди 57 "закрытых героев" АП 22 - члены АН СССР, всего орденами и закрытыми Сталинскими премиями были награждены свыше 80 академиков и членкоров (в основном избранных в АН уже потом - в 1960-70-е годы). Трое - академики Савин, Халатников, Трутнев - живы сегодня. Это был костяк АН СССР - создатели ведущих школ в физике, математике, химии. АП вытянули лучшие институты АН - Физических проблем, Химической физики, Прикладной математики. Наука стала НЕПОСРЕДСТВЕННО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СИЛОЙ - и АП "в ответ" просто вытянул вверх науку в СССР. Научная профессия стала одной из самых престижных в стране.

Понятно, сегодня для подъема науки, подъема РАН нужны совсем иные методы. Но в чем-то поучительна и история АП.

Леонид Радзеховский

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6894 от 9 февраля 2016 г.

©РАН 2024