Иностранному профессору будут платить в 76 раз больше, чем белорусскому

29.03.2010

Что касается ядерных технологий, специалистов в области строительства и обслуживания ядерных станций в Белоруссии мало

Беларусь намерена приглашать иностранных педагогов для подготовки специалистов по ядерной энергетике. Совет министров разработал специальное постановление, в котором оговорены условия, на которых иностранные преподаватели будут работать в нашей стране, пишет «Народная Воля».

Например, час лекции педагога из России или любой другой страны оценен в 300% тарифной ставки первого разряда. В денежном выражении это составляет от 243 тысяч до 765 тысяч 660 рублей. Согласитесь, достойно. И можно только порадоваться, что у нас труд иностранных специалистов оценивается приблизительно так же, как в цивилизованных странах. Правда, как тогда реагировать на оплату труда отечественных профессоров, лекционный час которых стоит 9 тысяч 920 рублей? Плакать?.. Если учесть, что в среднем с учетом совместительства, премиальных и т.д. белорусский профессор зарабатывает в месяц 2 миллиона белорусских рублей, то получается, что его иностранный коллега сможет заработать в нашей стране столько же за... 3 часа, максимум за 10.

Хорошее материальное вознаграждение за труд — не единственный «бонус», предлагаемый белорусским правительством иностранным преподавателям-ядерщикам. Им также будут возмещаться расходы на проезд воздушным, железнодорожным транспортом к месту проведения учебных занятий и обратно, на бронирование билетов, найм жилого помещения.

Естественно, что финансирование расходов, связанных с реализацией постановления Совмина, будет осуществляться из средств республиканского бюджета.

— Думаю, что сегодня без приглашения иностранных преподавателей нам действительно не обойтись, — считает физик-ядерщик, член-корреспондент Национальной академии наук Станислав Шушкевич. — Физиков-ядерщиков, специалистов по ядерной и радиационной безопасности в Беларуси достаточно. И, безусловно, очень многие позиции можно заполнить своими профессионалами, которые, уверен, будут очень довольны иметь такую работу. Хотя, насколько мне известно, когда, например, обсуждается прорыв ядерной энергетики, то ни отечественных геофизиков, таких как Радим Горецкий, ни матерых физиков туда не зовут...

Что касается ядерных технологий, специалистов в области строительства и обслуживания ядерных станций, то, безусловно, таковыми похвастаться мы не можем. И иностранный опыт нам не помешает. Но когда речь заходит об иностранных специалистах, важно, чтобы учить наших студентов были приглашены действительно хорошие кадры. Потому что, например, из своего личного опыта я знаю, что не всегда иностранный специалист соответствует слову «высокопрофессиональный». И не всегда за подбор кадров у нас отвечают люди грамотные и ответственные. Главное, чтобы не получилось так, что специалисты по теплотехнике или еще хуже — чиновники занимались подбором лекторов по курсу ядерной физики... Когда в 1966 году я был приглашен на должность проректора только что открывшегося Радиотехнического института, то был удивлен, каких низкопробных специалистов туда пригласили преподавать. И жильем их обеспечили, и зарплатой...

— Станислав Станиславович, вы много читаете лекций за рубежом. Скажите, пожалуйста, там тоже так существенно отличаются гонорары местных и иностранных профессоров?

— Например, в таких экономически развитых странах, как США, Япония, Южная Корея, двухчасовая лекция приглашенного профессора оценивается приблизительно в 500 долларов. Выходит, практически столько же предложили белорусы иностранным педагогам-ядерщикам. Но, например, в Польше за два часа лекции профессору заплатят не более 200 долларов. И в Штатах труд иностранных лекторов оценивается точно так же, как и местных. А у нас традиционно отечественные специалисты получают копейки, даже профессионалы высокого ранга. Даже те, по проектам которых ведутся эксперименты за рубежом.

— Где сегодня в мире самые известные и именитые школы по ядерной энергетике?

— Приглашать специалистов нужно оттуда, откуда приедет станция. Если атомную станцию у нас будут строить россияне, то зачем под российские технологии приглашать французских специалистов?..

Белта

©РАН 2024