В день борьбы против рака политехники рассказали о работе над новой стратегией лечения онкозаболеваний

04.02.2016

Сегодня во всем мире отмечается памятная дата — День борьбы против рака. Ученые Томского политехнического университета внесли свой значимый вклад в борьбу с онкологическими заболеваниями. Так, ученые вуза вместе с коллегами из Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН и коллективами из других стран разработали наноразмерные агенты, которые заставляют голодать раковые клетки, что замедляет их рост и развитие. Ученые уже получили патент, а недавно об этом исследовании вышла статья в одном из самых престижных в мире научных журналов Nature.

«Речь идет о новых принципах направленного воздействия на микроорганизмы и клетки. Мы применяем продукты нанотехнологий для подавления роста раковых клеток. Разработаны наноразмерные агенты, они напоминают смятый в комок лист диаметром 200 нанометров и толщиной меньше одного нанометра. Их воздействие приводит к тому, что раковые клетки «голодают», в результате замедляется их рост и развитие. Речь идет о новой стратегии лечения рака. Уже есть российский патент, и ведется международное патентование совместно с нашими зарубежными партнерами», — рассказывает директор ИФПМ СО РАН, заведующий сетевой научно-образовательной лабораторией ТПУ «Медицинское материаловедение» Сергей Псахье.

Но пока, по его словам, речь не идет о создании нового препарата.

«Это очень длительный процесс — вывести новое лекарство на рынок. Это многие годы. Но можно использовать нашу разработку как дополнение к уже существующим лекарствам, — поясняет ученый. — Наши словенские коллеги провели эксперименты, где наши противораковые агенты использовались в качестве дополнительного фактора при лечении стандартно применяемым в противораковой терапии химиотерапевтическим препаратом. И эффективность увеличилась в разы. Благодаря этому можно снижать дозу препарата. В ближайшее время на базе ТПУ мы откроем сетевой центр совместно с нашими партнерами по проекту, где будем развивать это новое направление».

Первая статья об этом исследовании уже вышла в издательстве Nature Publishing Group.

«Сегодня, по итогам экспериментов на клетках и на животных, готовим большую статью в Nature, которая выйдет до конца года. Она будет о новых принципах воздействия на раковую опухоль, имеющих не химическую, а физическую природу.

Фактически это в русле развития нового направления, которое в мире называется Cancer Nanotechnology. За рубежом сегодня активно создаются объединенные центры превосходства, которые развивают это направление», — добавляет Сергей Псахье.