Главное ­ плавность. Смягчить реформу могут согласованные действия

30.12.2013



Чем в целом обернется так называемая реформа РАН, если научная политика в стране не изменится, ученые примерно знают: существенное сокращение числа исследователей и НИИ, распродажа академической собственности. А вот по поводу ситуации в грядущем году возможны варианты. О том, каким он будет, говорилось на двух мероприятиях, состоявшихся в последние дни уходящего года.
Первое из них ­ заседание Координационного совета (КС) Программы фундаментальных научных исследований (ПФНИ) государственных академий наук на 2013­2020 годы. Он собрался на свое первое заседание в новом составе, который был утвержден правительством в апреле 2013 года. Наряду с руководителями госакадемий в КС теперь входят представители Минобрнауки, РОСНАНО, Ростехнологии, Росатома, Ассоциации ГНЦ, Российского союза ректоров. По предложению председателя совета, президента РАН Владимира Фортова собравшиеся поприветствовали нового члена КС ­ недавно избранную президентом Российской академии образования Людмилу Вербицкую, бывшего ректора, а ныне президента СПбГУ (на нижнем снимке).
Первый год реализации ПФНИ выдался, мягко говоря, неспокойным. За это время половина фигурирующих в программе госакадемий в прежнем виде перестала существовать (РАН, РАМН, РАСХН объединились и потеряли свои институты), остальные поменяли или вот­вот поменяют статус ­ РАХ и РААСН, видимо, отойдут в подчинение Министерства культуры, РАО ­ Минобрнауки. Однако программа продолжает действовать, и определение госзаданий академическим организациям, а значит и их финансирование, проводится именно на ее основе.
Определяя основные направления работы совета, Владимир Фортов заявил, что в ближайшее время ему предстоит выработать рекомендации по решению поставленной президентом страны задачи ­ уточнить научные приоритеты, на которых будут сконцентрированы государственные средства. “Можно ли безошибочно определить приоритеты фундаментальных исследований ­ философский вопрос, ­ заметил по этому поводу Владимир Евгеньевич. ­ Есть множество примеров того, что открытия и прорывы в науке происходят вовсе не там, где их планировали. Но задание президента мы должны выполнить и сделать это так, чтобы приоритеты были понятны обществу, но не сдерживали ученых в поиске истины и в работе над проблемами, которые они сами себе ставят. Как известно, никто больше самого ученого не заинтересован в том, чтобы дело, которым он занимается, было первоклассным”.
Формирование приоритетов предполагается провести на основе прогноза направлений фундаментальных исследований, который академия, используя наработки Института проблем развития науки РАН, сформирует совместно с вузами, ГНЦ, наукоемкими госкорпорациями.
Ответственный секретарь КС, заместитель президента РАН Владимир Иванов обратил внимание собравшихся на проблемы, которые встали перед советом в связи с принятием закона о реорганизации РАН. Поскольку у Российской академии наук появились новые функции, совету теперь тоже придется заниматься разработкой единой для страны программы фундаментальных исследований, подготовкой предложений по их ресурсному обеспечению, а также экспертным сопровождением крупных государственных проектов.
Естественно, был задан вопрос о том, как будут выполнять программу академии, в составе которых не осталось научных организаций. Владимир Иванов ответил, что сохранить обозначенный в ПФНИ порядок проведения и координации исследований позволяет научно­методическое руководство НИИ со стороны госакадемий. “Могут измениться приоритеты исследований и индикаторы программы, но механизмы ее выполнения, скорее всего, останутся прежними”, ­ уточнил он. И добавил, что программа госакадемий, единственная из существующих в научной сфере, прописана в законе о науке, реализуется давно и имеет действующий Координационный совет. К вопросу о внесении в нее корректировок, связанных с произошедшими в течение 2013 года изменениями, он предложил вернуться после того, как РАН примет новый устав.
Члены КС утвердили порядок подготовки доклада Правительству РФ по итогам работы ПФНИ госакадемий в 2013 году. Начальник Финансово­экономического управления (ФЭУ) РАН Эвалд Антипенко рассказал об особенностях финансирования программы в новых условиях. Нововведения в основном касаются оформления документов, поскольку раньше средства шли через бюджетные учреждения ­ госакадемии, а теперь ­ через Федеральное агентство научных организаций, являющееся органом исполнительной власти. Начальник ФЭУ отметил, что формирование финансово­хозяйственных планов на 2014 год прошло очень успешно и найденный механизм взаимодействия полезно закрепить, подписав с агентством соответствующее соглашение.
Незадолго до новогодних праздников состоялось еще одно важное мероприятие ­ совместное рабочее совещание Федерального агентства научных организаций, Президиума РАН и руководителей академических организаций. Президент РАН Владимир Фортов, руководитель ФАНО Михаил Котюков и замначальника управления Федерального казначейства Лидия Бирюкова посвятили съехавшихся со всей страны представителей организаций РАН в финансовые и хозяйственные тонкости переходного периода.
Вопросов было больше, чем ответов, что при таком масштабе реорганизации вполне естественно. Главное, что на них теперь есть кому отвечать и со стороны новой структуры. ФАНО формирует свой аппарат. Михаил Котюков представил присутствующим своих новых замов и руководителей ключевых отделов и пообещал открыть в январе сайт агентства, где будут опубликованы контактная информация, нормативная база, инструкции.
Как показала дискуссия, на местах люди плохо понимают, за какие вопросы отвечает РАН, а за какие ­ ФАНО. В ближайшее время мы составим соглашение, в котором полномочия сторон будут подробно прописаны, уверил Владимир Фортов. “Обеспечить плавный переход к новой системе управления ­ наша общая главная задача, поэтому давайте избегать конфликтов”, ­ призвал он.
Надежда ВОЛЧКОВА

©РАН 2024