08 сентября 2005 г. Будут ли ограничивать заграничные командировки?

08.09.2005

Открытое письмо исполнительного директора Центра "Открытая экономика" Александра Гордеева

В последние несколько дней заинтересованная общественность активно обсуждает тему ограничений поездок и времени пребывания российских ученых за пределами страны. Утверждается, что руководитель департамента государственной и научно-технической политики Министерства образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов выступает за то, чтобы, по мере повышения материального содержания научных работников (в планах Министерства обозначены цифры от 17 000 до 30 000 рублей, подобные суммы сотрудники научных институтов будут получать к 2008 году, они согласованы с РАН и доведены до сведения Президента РФ), вводились существенные ограничения, в частности, по времени пребывания отечественных ученых за границей для работ по контрактам с зарубежными научными организациями. Называются и сроки таких ограничений: три - шесть месяцев.

На самом деле, данная информация является ложной по сути. На прошедшем 26 августа Круглом столе, посвященном проблемам модернизации академического сектора науки, который был организован Центром "Открытая Экономика", г-н Ливанов заявил следующее (дословно): "Целевым индикатором является средняя оплата труда исследователей 30 тыс. рублей к 2008 году. Необходимо ставить жесткие дополнительные условия и ограничения при реализации этих предложений, поскольку простое увеличение оплаты труда, на наш взгляд, может не привести к ожидаемым результатам. Эти условия и ограничения должны состоять в следующем: во-первых, необходимо осуществить перевод всех сотрудников на срочные трудовые контракты с типовым сроком до трех лет при проведении регулярных плановых аттестаций не реже одного раза в три года. Для отдельных наиболее ценных сотрудников целесообразно заключение пятилетних контрактов, а для выдающихся ученых допускается заключение бессрочных трудовых контрактов, но только на должности, не связанные с выполнением административных функций и при жестком ограничении числа таких бессрочных трудовых контрактов не больше нескольких процентов. Мы считаем важным обязательное условие, связанное с фиксированным временем пребывания сотрудника в России, чтобы он не пропадал большую часть времени за границей. Это дело научной общественности - определить этот срок (может, это восемь или девять месяцев), но мы считаем важным это обозначить".

Как видно из приведенной цитаты, Министерство образования и науки не собирается и, кстати, не может в единоличном порядке ограничивать сроки зарубежной деятельности российских ученых. Речь идет о том, что, существенно повышая зарплаты научным работникам, государство в лице соответствующих ведомств, куда относятся и министерства, и Российская Академия Наук, вправе потребовать отдачи как в части непосредственно научных исследований, так и в части подготовки аспирантов и студентов. Ученым нужно быть готовым к тому, что нагрузки и требования возрастут, что может сократить возможности по зарубежным поездкам. Эти требования будут определять и формулировать непосредственные руководители этих научных работников, но никак не Министерство. От институтов и научных организаций будут требовать обеспечения определенных результатов, и дело руководства организаций (директоров и руководителей научных лабораторий) этот результат обеспечить.

В этой связи абсолютно непонятно: зачем рядовому вопросу из серии организации работ на уровне юридического лица придавать статус политической дискуссии на государственном уровне.

                      Исполнительный директор Центра "Открытая Экономика", Александр Гордеев.

Всю необходимую информацию можно найти на сайте "Национального Информационного Центра по Науке и Инновациям" - www.sciencerf.ru

 

©РАН 2024