21 октября 2005 г. Постановления Совета Профсоюза работников Российской Академии наук

21.10.2005



Постановление №9 Совета Профсоюза работников Российской Академии наук

О позиции Профсоюза по отношению к проблеме разделения бюджетных и внебюджетных финансовых потоков при оплате труда

Заслушав и обсудив сообщение вице-президента РАН академика А.Д. Некипелова и начальника ФЭУ  РАН  А.И. Коношенко  о переходе на Отраслевую систему оплаты труда, Совет профсоюза отмечает, что  руководством РАН  проведена большая работа по увеличению оплаты труда работников РАН. В процессе этой работы неоднократно проводились встречи с активом профсоюза, с которым велся конструктивный диалог. В ходе  диалога удавалось  находить решение сложных вопросов.

В то же время, Совет профсоюза считает, что проведение предусмотренного программой модернизации РАН разделения бюджетных и внебюджетных финансовых потоков при оплате труда из-за недостаточно проработанной нормативно-правовой базы может привести к разрушению сложившейся структуры фундаментальных и прикладных исследований, к потере заинтересованности работников РАН в проведении целевых исследований и к сокращению числа сотрудников, находящихся на бессрочных и иных трудовых договорах.

Принятие решений о разделении финансовых потоков в учреждениях РАН, по мнению Профсоюза, требует серьезной проработки. В обращении к Президенту РАН академику Ю.С. Осипову от 2 сентября 2005 года Профсоюз  обратил внимание на многочисленные организационные, юридические, финансовые и иные проблемы, связанные с переводом части сотрудников на внебюджетное финансирование. Одним из  возможных вариантов разделения финансовых потоков предложен МРО ПР  РАН, а именно:

1. В период выполнения работ, на которые Институтам  выделяются внебюджетные  средства, сотрудники получают зарплату в соответствии с Отраслевой системой оплаты труда и надбавки за счет  внебюджетного финансирования. При этом форма бессрочного или иного трудового договора, заключенного с работником, не меняется. После завершения «целевых работ» сотрудники приступают к выполнению программ РАН с оплатой их труда за счет базового  финансирования. Эта процедура  оформляется  соответствующим приказом по Институту.

2. Численность работников по штатному расписанию Института может отличаться от числа «бюджетополучателей» (нормативной численности, установленной Президиумом РАН) на количество ставок, открытых для проведения работ по внебюджетной тематике.

3. Нормативная численность (число бюджетополучателей), устанавливаемая Президиумом РАН для  конкретного Института, должна зависеть от возможностей Института получать внебюджетное финансирование.

Совет профсоюза РАН считает необходимым этапом при переходе на разделение финансовых потоков разработку и утверждение Президиумом РАН типового «Положения о порядке временного перевода сотрудников на выполнение работ, финансируемых из внебюджетных источников». При этом признано важным участие членов Совета профсоюза в подготовке соответствующих предложений.

Совет профсоюза работников  РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ :

1. Предложить Президиуму РАН разработать и принять соответствующее трудовому законодательству и согласованное с Советом профсоюза типовое «Положение о порядке временного перевода сотрудников на ставки, финансируемые из внебюджетных источников».

2. Довести предложение Профсоюза РАН до сведения руководства Министерства образования и науки РФ и РАН, коллективов РАН и средств массовой информации.

3. С целью подготовки предложений Профсоюза к соответствующему типовому Положению поручить В.П. Калинушкину  сформировать рабочую группу Совета профсоюза.

Председатель Совета профсоюза В.Н.Соболев
Москва, 10-11 октября  2005 г.

О планах финансирования науки и РАН в проекте федерального бюджета на 2006 год

Проект федерального бюджета на 2006 г. готовится ко второму чтению в Государственной Думе. Проектировки параметров бюджета, из которых основные  приведены в прилагаемой справке, предусматривают повышение объемов средств на развитие фундаментальных исследований, достаточное для перехода организаций РАН к отраслевой системе оплаты труда с 1 января 2006 года. Объем бюджетных средств на выплату зарплаты с начислениями в общих ассигнованиях РАН и ее региональным отделениям на проведение фундаментальных исследований составит  14,4 млрд. руб. против 9,4 млрд. руб. в 2005 году.

В связи с изложенным Совет профсоюза  работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию о планах финансирования науки и РАН с региональными отделениями в проекте федерального бюджета на 2006 года.

2. Поддержать предложение о внесении поправки в статью 74 проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», предусматривающую прямое указание на организации академического сектора науки как на получателей компенсации по налогам на имущество и на землю.

Председатель Совета профсоюза В.Н.Соболев
Москва, 10-11 октября  2005 г.

Об отношении Профсоюза к переходу РАН на Отраслевую систему оплаты труда

Совет  профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ :

1. Поддержать введение отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ) в РАН с 1 января 2006 г.

2. Предложить Президиуму РАН :

а) подписать тарифное приложение к действующему Отраслевому соглашению с целью конкретизации ОСОТ и порядка выплаты премии и надбавок;

б) разработать типовые Положения об условиях и порядке выплат надбавок стимулирующего характера в учреждениях РАН и об установлении повышающих коэффициентов к тарифным ставкам ЕТС для обслуживающего персонала.

3. Признать целесообразным установление уровня тарифной ставки в размере 70% от оплаты труда;

4.  Согласиться с различием в тарифных коэффициентах между высшим и низшим разрядами по оплате труда научного персонала в размере 2,6-3.

5. Выразить обеспокоенность недостаточным уровнем предполагаемого повышения оплаты труда обслуживающего персонала.

Председатель Совета профсоюза В.Н. Соболев
Москва, 10-11 октября  2005 г.

Об обострении кадровой проблемы в медицинских учреждениях РАН

Совет  профсоюза выражает серьезную озабоченность в связи с обострением кадровой проблемы в лечебных учреждениях  Медицинского Объединения (МО) РАН. Это вызвано значительным повышением заработной платы медицинских работников городских учреждений здравоохранения, финансируемых из средств бюджетов  субъектов РФ (Санкт - Петербург, Ленинградская область, Москва и др.).

Совет профсоюза работников РАН  ПОСТАНОВЛЯЕТ :

1. Создать рабочую группу под руководством Окулова С.А. для изучения состояния дел по оплате труда работников медицинских учреждений РАН.

2. Поручить президиуму Совета профсоюза рассмотреть на ближайшем заседании материалы, подготовленные рабочей группой, и заслушать руководство МО  РАН о мерах для сохранения медицинских кадров в учреждениях МО  РАН.

Председатель Совета профсоюза В.Н. Соболев
Москва, 10-11 октября  2005 г.

Справка о проекте финансирования науки и РАН в федеральном бюджете на 2006 год

Доходная часть бюджета на 2006 год запланирована в размере 5 046 миллиардов рублей, расходы - 4 270 миллиардов рублей (рост к 2005 году 25,7%). Объём валового внутреннего продукта по прогнозам МЭРТ составит  24 380 миллиардов рублей (рост 16,1%).

Проектом предусмотрено финансирование расходов на фундаментальные и прикладные исследования в сумме 191,2 млрд.руб. (рост 21,6%), в т.ч. на поддержку гражданской науки и закупку приборов для неё в сумме 72,3 млрд. руб. (рост 24,3%, доля от ВВП в 2006 году - 0,30%), что составляет 1,68% от указанных выше расходов бюджета (в 2005 году - 1,71%). В то же время, протокольным решением Совета безопасности Российской Федерации от 30 марта 2002 г. минимальным объёмом финансирования гражданской науки на 2006 год определена сумма в 2,62% от суммы расходов бюджета, что соответствует 111,9 млрд. руб.

В 2005 году бюджетные ассигнования РАН и её региональным отделениям на фундаментальные исследования и закупку приборов предусмотрены в сумме 20,4 млрд.руб., в т.ч. на обеспечение деятельности институтов - 17,5 млрд.руб..

На 2006 год Правительство РФ планирует увеличить ассигнования для РАН и её региональных отделений на 26,1%, что составит дополнительно 5,3 млрд.руб. При этом вклад средств федерального бюджета в обеспечение деятельности институтов увеличивается на 23,6% до 21,6  млрд.руб., на закупку оборудования и приборов увеличивается на 0,8 млрд. руб.. Средства на реализацию мероприятий по программе «Жилище» предполагается увеличить на 22,1%.

Изменения в налоговом законодательстве, связанные с уплатой налога на имущество и земельного налога, и формулировка статьи 74 закона «О федеральном бюджете на 2006 год» оставляют угрозу резкого увеличения налоговых изъятий средств у организаций РАН. Поэтому в пункте 1 статьи 74 необходимо добиваться прямого указания на организации академий наук, имеющих государственный статус, включая организации научного обслуживания и социальной сферы, поскольку эти организации не находятся в ведении  органов государственной власти. Предлагаемая поправка выделена подчеркнутым курсивом:

«Статья 74

1. Зарезервировать в составе расходов федерального бюджета по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации средства в объеме 20 700 000,0 тыс. рублей на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, научными организациями, организациями научного обслуживания и социальной сферы Российской Академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, и их региональных отделений, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации с 1 января 2006 года.»

Одновременно необходимо уточнить цифру 20700 млн. руб. с учётом запросов Академий наук.

Анализ пояснительной записки и приложений к проекту федерального бюджета позволяют надеяться на выполнение государством ряда обязательств по финансированию науки. Вместе с тем, общий рост финансирования науки представляется недостаточным с позиции выводов и решений, утвержденных Президентом РФ в 2002 году.

Необходимо также конкретное нормативное подтверждение заверений, данных ответственными представителями Минобрнауки РФ и профильного Комитета ГД ФС РФ в ходе консультаций с представителями Профсоюза работников РАН в 2004-2005 гг., об учёте в федеральном бюджете компенсации платежей организациями академического сектора науки налога на недвижимость (имущество и землю). Наконец, заметно противоречие между проектировками параметров бюджета и показателями, заложенными в Программе модернизации академического сектора науки, более подробно освещенное в экспертном заключении РКК, представленном Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике.

Зам. председателя Совета профсоюза работников РАН А.С. Миронов

©РАН 2024