"Росатом" просит добавки

22.09.2015



Госкорпорация ждет бюджетных средств на отходы

"Росатом" внес в правительство проект новой программы по ядерной и радиационной безопасности на 2016-2025 годы и период до 2030 года. За счет завершающейся в этом году аналогичной ФЦП на 145 млрд руб. "Росатому" удалось решить наиболее рискованные проблемы "ядерного наследия", теперь госкорпорация надеется получить деньги на строительство новых хранилищ по изоляции радиоактивных отходов. По данным "Ъ", объем новой программы — около 400 млрд руб., примерно 70% средств предложено выделить бюджету.

В пятницу на встрече с премьером Дмитрием Медведевым глава "Росатома" Сергей Кириенко заявил, что госкорпорация предложит правительству продлить ФЦП ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) еще на десять лет — до 2025 года и на период до 2030 года. Проект проходит согласование в ведомствах. Объем финансирования новой ФЦП глава "Росатома" не назвал.

Действующая ФЦП, запущенная в 2008 году, заканчивается в конце года, она стоит 145 млрд руб., в том числе 138 млрд руб.— из бюджета. "Росатом", как уверил премьера Сергей Кириенко, ее перевыполнил, сократив расходы на 8 млрд руб. Ключевой проект ФЦП — сухое хранилище отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на Горно-химическом комбинате в Красноярске. Также реабилитировано 2,7 млн кв. м загрязненных территорий, а Дальний Восток удалось полностью освободить от ОЯТ с атомных подлодок.

Это не единственная господдержка, которой пользуется "Росатом". Например, по ФЦП развития новых ядерных энерготехнологий на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года госкорпорация получает 131,5 млрд руб., в том числе 110,4 млрд руб.— из бюджета. В апреле в "Росатоме" говорили о возможном продлении и этой ФЦП, но сейчас госкорпорация ищет под проекты внебюджетные источники финансирования (см. "Ъ" от 15 сентября).

Проект ФЦП-2 по ЯРБ общественный совет "Росатома" обсуждал еще в ноябре 2013 года, тогда ее объем составлял 462 млрд руб. (базовый сценарий), из них 399 млрд руб.— из бюджета. В проекте нового варианта ФЦП указана меньшая сумма, около 400 млрд руб., уточняет источник "Ъ", знакомый с его подготовкой. "Росатом" это не комментирует, но отмечает, что госкорпорация готова профинансировать 30%, еще 70% — деньги бюджета. Правительство обсудит проект в октябре.

Цели ФЦП-2 — утилизация дефектного топлива "Атомфлота", решение проблем "ядерного наследия" и освобождение площадок промпредприятий от радиоактивных отходов (РАО), включая их окончательную изоляцию, говорят в "Росатоме". Обращением с РАО в "Росатоме" занимается ФГУП РосРАО (сбор, транспортировка, переработка и хранение отходов низкого и среднего уровня активности, ОЯТ). Замгендиректора РосРАО Сергей Брыкин пояснил, что "цель действующей ФЦП — устранение дефицита безопасности объектов, в том числе хранилищ РАО, а вторая ФЦП предполагает плановый вывод из эксплуатации крупных объектов и организацию окончательного захоронения РАО". Этого требует ФЗ-190, принятый в 2011 году, но пока пункты хранения имеют статус временных. Действующая ФЦП принималась, когда ФЗ-190 не было, говорит Сергей Брыкин, теперь за историческое ядерное наследие (отходы, накопившиеся до 2011 года) отвечает государство, а за захоронение "новых" отходов их собственник платит РосРАО.

В странах с "ядерным наследием", где большие объемы РАО образовались в результате военных программ, государство часто берет на себя роль инвестора проектов по их утилизации, говорит главный редактор Nuclear.Ru Илья Платонов. Например, в Британии и США расходы на решение проблем "ядерного наследия" целиком легли на бюджет, Штаты ежегодно выделяют на это миллиарды долларов. В странах с более молодой и "мирной" атомной историей расходы на захоронение отходов несут владельцы АЭС, которые закладывают их в цены на электроэнергию, так происходит, например, в Финляндии и Швеции. Наиболее инвестиционно емкие и технически сложные проекты — захоронение высокоактивных отходов (ОЯТ или продуктов его переработки), добавляет эксперт, но России такой объект понадобится не раньше чем через 20 лет.

Анастасия Фомичева

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2814827

©РАН 2024