Сергей Нарышкин: Законов много не бывает

04.02.2014

-

Участники совещания по вопросам законодательного регулирования образования и науки, прошедшего 31 января в Государственной Думе, обсудили, как работает вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации», какие поправки в него необходимо внести, а также выступили с новыми законодательными инициативами в сфере науки.
 Сергей Нарышкин: «Состояние сферы образования всё ещё вызывает беспокойство и тревогу общества»

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул прямую связь между образованием и достижениями науки, указав на необходимость совместного рассмотрения вопросов их развития. В Госдуме этим будет заниматься Совет по вопросам образования и науки, первое заседание которого и открыл Сергей Нарышкин. Состояние сферы образования, по его словам, «всё ещё вызывает беспокойство и тревогу общества», общественный компромисс по ряду вопросов пока не достигнут. Практика применения новых законов об образовании и Российской академии наук должна быть предметом постоянного внимания и анализа для своевременного выявления и решения возникающих проблем, сказал председатель Госдумы.
Назревшие поправки
«Серьёзных рекламаций» в закон «Об образовании в Российской Федерации» не поступало, сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, однако, некоторые нормы закона «пока не реализуются в полной мере». Это сетевое взаимодействие образовательных организаций, применение дистанционных образовательных технологий, формирование электронных библиотек, профессиональная общественная аккредитация образовательных программ.
 Вячеслав Никонов: «Серьёзных рекламаций в закон об образовании не поступало»

На проблемы, имеющие общественный резонанс, Госдума отвечает разработкой поправочных законов. Так, 24 января принят «закон о предоставлении льгот при приеме на программы бакалавриата и специалитета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», напомнил Вячеслав Никонов. Внесены три законопроекта об уточнении порядка расчёта платы за проживание студентов в общежитиях, которые планируется принять в апреле. Поправками в закон о культуре студентам будет предоставлено право бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев. Он принят в первом чтении; второе и третье чтение ожидается в феврале. Будут обсуждаться и поправки, связанные с требованиями к одежде школьников. Закон об образовании предлагается дополнить нормами о поощрении обучающихся за высокие достижения в учёбе. «В законе пока установлено, что есть такое право – поощрение, но механизма его реализации нет», – отметил председатель комитета.
Для реализации положений Послания Президента Федеральному Собранию о совершенствовании системы образования, в частности, об итоговом сочинении в выпускном классе и учёте его результатов наряду с ЕГЭ при поступлении в вузы, также нужны изменения в законодательстве.
По мнению Вячеслава Никонова,
следует ускорить принятие подзаконных «правовых актов, которые позволят российским вузам развивать массовое дистанционное образование, ориентированное прежде всего на наших соотечественников и граждан СНГ».
Этой теме будут посвящены парламентские слушания, которые Комитет Госдумы по образованию проведёт в мае.
Позитивные сдвиги
Высокую оценку закону «Об образовании в Российской Федерации» дал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Достижениями в сфере образования он назвал один из самых высоких в мире охват детей полным средним образованием, как и процент населения с высшим образованием. «Мы одна из немногих стран, в которых гарантирована общедоступность и бесплатность для граждан дошкольного образования. Мы, по-моему, единственная страна, где дополнительное образование детей является бесплатным», – отметил министр.
 Дмитрий Ливанов: «Для нас очень важно сейчас проанализировать состояние научного законодательства в других странах, понять, на какие вопросы действующая редакция закона о науке ответа не даёт, какие вопросы требуют дополнительного регулирования»

Он также проинформировал участников совещания о беспрецедентном увеличении заработной платы на всех уровнях образования – от 40% до 50% за 2013 год. Сегодня зарплата учителей практически во всех регионах России соответствует среднему уровню оплаты труда по региону. Заработная плата педагогических работников дошкольного образования приближается к зарплате в сфере общего образования – рост более чем на 60% за год. Заметно растёт зарплата преподавателей вузов, педагогов дополнительного и среднего профессионального образования.
Не оправдались, по словам министра, опасения по поводу существенного роста заработной платы за детские сады – он не превышает темпов инфляции. А вот неоправданный рост оплаты за проживание студентов в общежитиях должен быть урегулирован законодательными, административными и экономическими мерами, считает Дмитрий Ливанов.
Науке – новый закон
По мнению Дмитрия Ливанова, пришло время для подготовки нового закона о науке. «Действующий закон работает уже почти 20 лет. В него внесено огромное количество поправок.
Для нас очень важно сейчас проанализировать состояние научного законодательства в других странах, понять, на какие вопросы действующая редакция закона о науке ответа не даёт, какие вопросы требуют дополнительного регулирования», – сказал глава Минобрнауки.
Министр предложил обсудить на площадке Государственной Думы с привлечением экспертов в области научной политики и практиков, в каком направлении изменять законодательство о науке.
Реформа академии наук, по словам директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, «болезненна, сложна, но очевидна». Он поддержал инициативу министра о разработке нового закона о науке. Такой закон «должен быть гармонизирован и связан с законом об образовании», уверен руководитель НИЦ.
С предложением законодательно определить, что такое грант, и не только в новом законе о науке, но и в трудовом, а также в бюджетном законодательстве, обратился к участникам совещания директор Российского научного фонда Александр Хлунов. Тогда и вопросы мобильности будут урегулированы. Также он считает необходимым вернуть в бюджетную классификацию строку, связанную с финансированием фундаментальных исследований федеральных университетов.
 
Константин Киселёв: «Если мы сейчас не приложим самых серьёзных усилий для объяснения обществу, что такое наука, что российские учёные заняты полезным и нужным делом, то проиграем глобальную конкуренцию»
Рычаг в глобальной конкуренции
На важность популяризации науки обратил внимание главный редактор портала «Наука и технологии России – STRF.ru» Константин Киселёв. По его словам, среди авторитетных учёных мало «лоббистов». Тех, кто доносил бы до общества мысль, что российская наука – это не дырявое корыто, в которое бесполезно наливать воду, а вполне дееспособная система, хотя и нуждающаяся в совершенствовании.
«Если мы сейчас не приложим самых серьёзных усилий для объяснения обществу, что такое наука, что российские учёные заняты полезным и нужным делом, то проиграем глобальную конкуренцию, потому что успех науки на 30–40% зависит от того, как учёный, научная группа, институт позиционируют свои разработки, причём в оперативном режиме», – сказал Константин Киселёв. Теперь настоянию Минобрнауки результативность работы научных организаций будет оцениваться в том числе по такому критерию, как распространение научных знаний.
И снова – об образовании
«Нашим делом должно быть повышение качества образования, а не получение образования его любой ценой», – подчеркнул ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Сейчас в обществе, по его мнению, не чёткого понимания, как структурирована система образования, и как молодому человеку выбрать траекторию для достижения результатов в своей жизни.
 Виктор Садовничий призвал развивать сетевое взаимодействие учебных заведений и мобильность студентов, аспирантов, преподавателей внутри России

Он призвал не затягивать с созданием российской системы дистанционного обучения и определить её место в образовании, чтобы не отстать от современных мировых тенденций. Также Виктор Садовничий считает необходимым развивать сетевое взаимодействие учебных заведений и мобильность студентов, аспирантов, преподавателей внутри России. Наряду с этим ректор МГУ предложил детально обсудить вопрос о прохождении военной службы в период обучения в вузе.
Действие нового закона об образовании привёло к позитивным изменениям в профессиональном образовании, отметил президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин. Но есть и сдерживающие факторы развития этой сферы: отсутствие чёткого законодательного обеспечения государственно-частного партнёрства, межрегионального взаимодействия, что особенно важно для предприятий ОПК. Между тем, по словам Виктора Дёмина, «60% в структуре кадрового потенциала – рабочие и специалисты среднего звена», и от качества их подготовки зависит, какой будет наша экономика.

Наука и технологии России, А.Горбатова

©РАН 2024