Очередная серия исследований Патомского феномена завершена

05.12.2008

Патомский кратер, этот огромный иссиня-серый конус, возвышающийся среди глухой сибирской тайги, причина образования которого остается невыясненной

Уже не один год ученые исследуют таинственное образование и выдвигают новые теории. Одна из последних, к примеру, предполагает, что под кратером может находиться месторождение алмазов.

Недавно завершилась совместная очередная экспедиция, организованная Российской академией наук (РАН) и `Комсомольской правдой`. Исследователи вооружились специальными электромагнитными приборами для зондирования недр. Предполагалось, что благодаря им удастся заглянуть примерно на 5 - 6 километров вглубь. Но этот опыт не удался. Зондирующие волны почему-то не прошли и километра. Предварительными выводами ученые поделились в пресс-центре иркутской «Комсомолки».

Новые анализы показывают, что кратер вряд ли возник в результате падения метеорита. - Еще прошлые экспедиции показали, что вторжения из космоса не было, - считает профессор из Сибирского отделения РАН Виктор АНТИПИН. - Патомский кратер выглядит как насыпной конус. А метеориты обычно оставляют плоские впадины. Похоже, что кратер - это спящий молодой вулкан, который в любое время может проснуться.

- Да, первоначально была красивая гипотеза, что Патомский кратер - это след от падения осколка Тунгусского метеорита, - рассказывает сотрудник СИФИБР СО РАН Виктор ВОРОНИН. - Но сейчас мы узнали почти точный возраст деревьев, растущих поблизости. Самому старому из них 530 лет. Оно находится в полутора метрах от кратера. Это намного больше, чем Тунгусскому метеориту, которому 100 лет. То есть «Гнездо Огненного Орла», как называют кратер в народе, сначала образовалось, только затем появился росток этого дерева.

«Гнездо Огненного Орла», по мнению ученых, образовалось не менее 500 лет назад. Но какое явление оставило след размером с «Лужники»?

- Одна из экспедиций обнаружила у Патомского кратера магнетитовые шарики, обычно сопутствующие метеоритам, - подчеркивает сотрудник РАН Борис ГОЛУБОВ. - И пока не выяснится их иная природа, опровергать метеоритную гипотезу я бы повременил.

Окончательно всех путает некое тело, которое обнаружили электромагнитным прибором на дне кратера.

- Что там внутри, пока неизвестно - может быть, соленая вода, может быть, металл, но это вещество проводит электрический ток, - говорит руководитель иркутского электроразведочного предприятия Александр ПОСПЕЕВ. - Тело лежит на глубине около сотни метров. Более точно можно будет судить, когда проведем дальнейший анализ.

Ученые определили, что радиационный фон в районе Патомского кратера менялся три раза. Самый мощный всплеск «отпечатался» в годовых кольцах деревьев. И пришелся на 1841 - 1842 годы. Тогдашний уровень радиации был не ниже, чем после взрыва на Чернобыльской АЭС. Сейчас - в норме.

- Что стало источником радиации, пока не ясно. Но деревья явно испытали некое мощное поражающее воздействие, - говорит Виктор Воронин. - На некоторых мы даже нашли громадные сквозные дыры. Будто кто-то ядра метал.

Подробнее об открытиях, сделанных учеными, читайте в ближайших номерах «КП» в репортажах специального корреспондента Андрея МОИСЕЕНКО, участвовавшего в экспедиции.

ИТАР-ТАСС