Михаил Пиотровский о новой выставке

16.03.2017



Мода на сословность

Почему российские императоры становятся сегодня культурным символом страны

Сто лет назад - в мартовские дни 1917 года - последний русский царь из рода Романовых отрекся от трона. Но век спустя монархия и монархи еще остаются важным символическим культурным капиталом России. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказывает, почему русские цари сегодня остаются одним из самых востребованных эстетических брендов мире.

Эрмитаж показал в Европе не одну выставку о русcких царях. Они по-прежнему востребованы?

Михаил Пиотровский: Да, и русские монархи сегодня наилучшим образом представляют Россию миру. Они очень востребованы именно как символ страны. Даже в ситуациях, когда Россия кому-то чем-то несимпатична. Эрмитаж провел монархическую выставку в Греции. В Амстердаме идет выставка "Романовы и революция". Голландцы еще раз просили у нас выставку о Екатерине (прекрасно осознавая, что тема Екатерины - это разговор о покорении Крыма и т.д. ). У нас прошло специальное научное заседание памяти голландской королевы Анны Павловны, дочери Павла I. Поскольку в Голландии ее очень любят, на него приезжали голландские коллеги, была отслужена панихида в память о ней. Во Франции ожидается целая серия мероприятий, посвященных второму заграничному путешествию Петра в Париж.

Русские монархи сегодня во всем мире воспринимаются с энтузиазмом. В какой-то мере это заслуга музейщиков, много лет рассказывающих о них на выставках. Более-менее правильный образ Екатерины в мире, например, сформировали мы: 40 лет назад она воспринималась через любовные приключения и убийство мужа, а мы рассказали о ней по-другому. Сегодня все очень нервничают по поводу образа Николая II, кидаются на его защиту. Но на самом деле, мне кажется, он гораздо более неуязвим, чем мы привыкли думать. Петр, Екатерина, Николай I, Николай II - лучшие представители России, если, конечно, сами представлены не смешно - без ряженых и всего театрально-балаганно-карнавального.

В чем секрет этого интереса? Сегодня же миром управляют не монархи.

Михаил Пиотровский: Может быть, монархия и не идеальная управленческая система, но эстетически она прекрасна. Лучшие образцы культуры, что ни говори, существуют наверху общества. Питаются снизу, но существуют наверху. Пушкин - это Пушкин, а народные сказки - это народные сказки.

Высокий эстетический образ монархии и монархов сегодня, как правило, сохраняют и поддерживают музеи. Эрмитаж, например, очень аккуратный хранитель этого образа. Все церемонии и парады мы стараемся проводить так, как они проходили в царском дворце. У нас если вносятся знамена, то настоящей ротой почетного караула.

Главное, что должен нести сегодня монарх, это вкус. Все наши цари - люди вкуса

Монархия это хороший повод сохранять патриотизм и историческое достоинство. То, что делали наши монархи, позволяет нам и сегодня гордиться своей страной и вызывает любовь к ней у других.

В Эрмитаже любимый царь Николай I. Он создал Эрмитаж как открытый музей, был романтиком, покупал картины Каспара Давида Фридриха, оставив нам одно из лучших собраний его работ.

Наше культурное наследие - дворцы, усадьбы, вещи - это часто антураж монархии. Недавнее биеннале антикваров в Париже в очередной раз показало, что лучшие образцы французского ювелирного искусства заказывались русскими монархами и знатью - Екатериной, графом Орловым. Так стимулировалось французское искусство. А в начале 20 века французское "новое искусство" так стимулировал уже коммерсант Щукин.

Но мы живем в эпоху массового общества...

Михаил Пиотровский: Да, и половина культуры сегодня - массовая. Та же излишняя провокация в современном искусстве рассчитана на реакцию и интерес масс. Но у людей появляется некая тяга к сословности. Она есть у всякого, кто старается интеллектуально подняться над толпой. Интеллектуальная сословность - по принадлежности к науке, к достойным профессиям - складывается сама собой. И в этом тоже есть символическое влияние монархии. Главное, что должен нести сегодня монарх, это вкус. Все наши старые монархи - люди вкуса. И в памяти нашей они остались именно такими - людьми строгого вкуса, больших требований к себе и с правильным пониманием чувства достоинства: ты - образец, все на тебя смотрят.

Российская газета, Елена Яковлева

©РАН 2024