Российские учёные продвинулись в бор-нейтронозахватной терапии рака

18.11.2016

Учёные из институтов РАН разработали новую методику доставки бора в раковые клетки, которая поможет эффективнее бороться с раком при помощи пучков нейтронов, сообщает пресс-служба Института ядерной физики им. Г.И. Будкера. Статья исследователей опубликована в журнале Photochemical & Photobiological Sciences.

«Перед нами стояла нетривиальная задача – найти способ доставки более миллиарда атомов бора в клетку. Мы сумели в сотни раз повысить способность изученных нами соединений проникать в цитоплазму раковых клеток. Измерения показали, что такие вещества обеспечивают доставку нескольких миллиардов атомов бора на клетку, что позволяет говорить о перспективности их использования для лечения рака», — заявил Алексей Феофанов из Института биоорганической химии РАН.

В последние годы в западных странах и в Японии набирает популярность так называемая бор-нейтронозахватная терапия рака. В опухоль вводится большое количество атомов бора-10, второго по распространенности изотопа этого вещества в природе, после чего этот участок тела облучается пучками нейтронов. Бор поглощает эти нейтроны и превращается нестабильный бор-11, который распадается на литий и альфа-частицы, «разогнанные» ядра гелия.

Альфа-частицы и литий, возникающие в такой реакции, обладают высокой «убойной силой», но они проходят очень небольшое расстояние в живом теле, в результате чего разрушения, которые они вызывают, происходят только внутри клеток, где содержался этот бор. Благодаря этому подобную терапию применяют для уничтожения опухолей в самых чувствительных местах тела, таких как мозг или шея.

Как рассказывают Феофанов и его коллеги, проблема заключается в том, что для эффективной работы этой методики лечения рака требуется доставить в клетку и равномерно распределить по ней огромное количество атомов бора, что сложно сделать, так как клетки активно сопротивляются подобной процедуре.

Поэтому ученым приходится «упаковывать» бор в специальные молекулы, обманывающие систему безопасности клеток и доставляющие его только в раковые клетки, и почти всегда игнорирующие их здоровых собратьев.

Российские ученые обнаружили, что подобную роль могут исполнять наночастицы бора, покрытые специальной «шубой» из соединений хлора и сложных органических соединений, состоящих из нескольких ароматических колец углеводородов.

Данное соединение, талапорфин, уже используется для лечения рака легких, но совершенно иным способом – оно хорошо поглощает свет и использует его энергию для производства химически агрессивных молекул внутри клеток, в результате чего они умирают, если осветить их лазером.

Как рассказывают учёные, они уже испытали созданные ими наночастицы на культурах клеток рака легких, показав, что подобные структуры хорошо проникают в клетки и распределяются по ним. Сейчас авторы статьи проводят аналогичные эксперименты на животных.

В ближайшее время Феофанов и его коллеги планируют начать опыты по облучению культур раковых клеток и живых организмов пучками нейтронов, что покажет, насколько эффективны созданные ими наночастицы для лечения рака. Российские химики надеются, что успех в этих экспериментах приблизит нас к созданию по-настоящему эффективных методик борьбы с онкологическими заболеваниями.

STRF.ru