Спасибо конкуренции! Проект 5-100 впечатлил экспертов

28.03.2017



На очередном заседании Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Совета Проекта 5-100), состоявшемся недавно в Москве, вузы-участники (их сейчас 21) отчитались о достигнутом. Вели заседание председатель Совета вице-премьер Ольга Голодец и заместитель председателя Ольга Васильева, министр образования и науки РФ. В перерыве эксперты - члены Совета поделились с журналистами своим мнением о ходе Проекта 5-100.

Ольга Голодец отметила, что за четыре года работы вузы - участники проекта показали хорошие, стабильные результаты. Пять университетов вошли в первую сотню предметных рейтингов. “Повышение авторитета российского образования, узнаваемость наших вузов на мировом образовательном рынке - это то, к чему мы стремимся, то, что позволяет, прежде всего, поддерживать наши технологии, развитие экономики страны”, - подчеркнула вице-премьер. Она также сообщила, что увеличилось число иностранных студентов, обучающихся в вузах 5-100, добавив, что “образование - тоже отрасль экономики”.

По ее словам, на заседании были, в первую очередь, подведены итоги общего движения, дана объективная оценка позиции каждого вуза. И каждый получил “конкретные предложения, как развиваться дальше, чтобы быть более конкурентоспособным в мировой системе координат”.

Высоко оценили продвижение вузов 5-100 эксперты - члены Совета.

- Мне очень интересно наблюдать за улучшениями в вузах, входящих в проект, - сказал Малколм Грант, председатель Национальной службы здравоохранения Англии. - Этих улучшений без Проекта 5-100 не было бы. Произошли критически важные изменения: например, если раньше высшее образование в России было шахтовым, очень узконаправленным, то сейчас оно становится многопрофильным. Вузы привлекают молодых талантливых исследователей, давая им возможности для процветания.

Малколм Грант подчеркнул, что кардинальным образом должна меняться внутренняя культура высших учебных заведений, заметив, что “пока мы не находимся в идеальном состоянии, но практически все, если не все, университеты движутся в правильном направлении”.

Филипп Альтбах, основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа (США), говорил о том, что “Проект 5-100 - это про деньги, но и про идеи тоже. Это о придании смысла деятельности университетов, о миссии и особенно о глобальном взгляде на вещи”. Ф.Альтбах подчеркнул, что ядром этого проекта является международная составляющая. “Сейчас вообще в мире в сфере высшего образования происходит огромное количество изменений; в наших двух странах имеются и негативные тренды. Поэтому у России есть возможность догонять США еще быстрее, чем раньше. Но работать придется много”, - заявил эксперт.

Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления Сколково и заместитель председателя совета Проекта 5-100, обратил внимание на то, что сегодня все российские университеты двигаются вперед, быстрее или медленнее. Однако группа вузов 5-100 “стремительно идет в отрыв, говоря спортивным языком”. За три года в этих университетах произошли изменения, на которые, если посмотреть в международном масштабе, обычно уходит 20-30 лет.

Конрад Дебакер, генеральный директор Лёвенского католического университета (Бельгия), напомнил о значении конкуренции, этого “критически важного элемента”, который “побуждает вузы отойти от линии, которую они исторически преследовали”.

- В США и Великобритании университеты дерутся за каждый доллар исследовательских средств, теперь эта парадигма становится родной и для России, - отметил он.

Как считает К.Дебакер, у российских университетов есть “своя изюминка”, которой не найти в вузах других стран. Участники Проекта 5-100 ставят перед собой “действительно амбициозные задачи, но многие из их идей можно воплотить в жизнь, только работая с университетами по всему миру”. Он также добавил, что Проект 5-100 создает новые возможности для развития его участников.

Журналисты поинтересовались мнением экспертов о том, как быть остальным российским университетам, которых большинство и уровень которых ниже, чем у вузов 5-100: бороться за деньги им становится гораздо сложнее. Ф.Альтбах ответил, что Проект 5-100 фокусируется на исследовательских вузах, а таких очень немного в любой стране. Например, в США учреждений высшего образования более

4 тысяч, но только 250 из них серьезно занимаются исследованиями. “Очень важно выявить все потребности исследовательских университетов, создать условия для того, чтобы они могли конкурировать на глобальной арене, но и обо всех остальных вузах забывать нельзя, - заявил эксперт. - Это чрезвычайно важно”. А конкуренция, добавил К.Дебакер, может иметь место на разных уровнях. Университеты 5-100 добиваются прорыва, поэтому на первый план там выводятся стратегические подразделения и проекты, а участники Проекта 5-100 отбираются через федеральный конкурс. Но вузы могут привлекать финансирование и на региональном уровне. “Это означает, что Проект 5-100 влияет и на другие университеты. Опыт вузов - участников проекта становится моделью для остальных высших учебных заведений”, - пояснил К.Дебакер.

Наталия БУЛГАКОВА, Поиск

Подразделы

Объявления

©РАН 2017