Освоение русского языка и литературы каждым гражданином — стратегически важная для государства задача

27.08.2015



24 августа 2015 г. в зале Президиума РАН состоялось заседание рабочей группы по разработке единой Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Обсуждение проекта Концепции было развернутым и углубленным — выступили спикер Госдумы С.Е. Нарышкин, заместитель Председателя Правительства О.Ю. Голодец, президент РАН академик В.Е. Фортов, ученые, деятели культуры, чиновники системы образования, опытнейшие педагоги-практики. Причем, дискуссия отнюдь не шла идеально гладко: звучали голоса и несогласные, и даже сердитые, поступило множество предложений.

Важно, что государство и общественность данной Концепцией делает третий такого рода шаг после принятия «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» и «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Как и в тех документах, с проектом данной Концепции уже на этот момент проделана большая работа, описан комплекс ключевых проблем.

Значение проблемы трудно переоценить. Освоение русского языка и литературы каждым гражданином является стратегически важной для государства задачей и уже в течение столетий образует основу отечественного образования. Сегодня это гигантский по масштабам процесс: 13 млн. юных российских граждан, т.е. целое поколение — учатся русскому языку и литературе, и это изучение охватывает примерно пятую часть объема школьной программы. Русский язык и литература — единственный гуманитарный предмет по всей вертикали с 1-го по 11-й класс. Однако — каковы результаты? Мы ими удовлетворены? Увы, приходится констатировать: в этой сфере множество серьезных проблем, очень долго ею не занимались, и это — опасно. Так что Концепция рождается очень вовремя.

Разумеется, изучение русского языка и литературы — это не подготовка, т.е. здесь не преследуются лишь узкоутилитарные цели — скажем, суметь написать заявление или резюме. С помощью языка мы познаем мир и приобщаемся к национальной и мировой культуре. Язык и литература —составляющие формирования личности человека, его жизни в обществе, профессиональной деятельности, культурной коммуникации. Язык и литература формируют патриотизм, развивают нравственные качества и творческие способности, они незаменимы в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Язык и литература — формируют российскую идентичность!

(В скобках заметим, что российские философы в вопросе российской идентичности совсем недавно сделали шаг навстречу педагогам — была проведена мощная Конференция «Проблемы российского самосознания: историческая память народа», обзор опубликован на сайте РАН http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=79e38eab-3e41-4869-a306-10062848f4b5#content).

Русский язык является также инструментом укрепления геополитического влияния Российской Федерации за счет развития русскоязычного образовательного пространства. В настоящее время русский язык изучается в более чем 120 странах, более 50 иностранных государств подписали с Российской Федерацией межправительственные соглашения по вопросам поддержки русского языка.

Словом, русский язык — единственный предмет в школьной программе, который одновременно и цель, и средство. Это — ключевой элемент государственной языковой, образовательной и культурной политики.

Значение велико, но и проблем много. Немалые проблемы возникают по вопросам обучения русскому языку как неродному и как иностранному. Хорошо известны интегративные функции русского языка, обеспечивающего повсеместное свободное общение внутри государства народов России. Но как организовать правильное преподавание русского языка в национальных регионах? Как сдавать ЕГЭ в национальных школах, если предметы преподаются на национальных языках, а условия сдачи экзамена, как декларировалось, должны быть равными? В самом деле: когда русский язык в школе является языком обучения, но не в полной мере, то получается, что обучающимся предоставляются возможности подготовки к итоговой государственной аттестации, осуществляемой на русском языке — не равные тем, которые имеют учащиеся образовательных организаций с русским языком обучения. Такое фактическое неравенство стартовых позиций граждан России для продолжения образования на территории страны противоречит Конституции РФ и соблюдению языковых прав народов России.

Оптимальной представляется модель, предполагающая освоение образовательной программы на русском языке с изучением, в том числе углубленным, родного языка и литературы на родном языке. Кстати, эксперты предлагают уйти от терминологии «родной/неродной» язык с опорой на более широкое прочтение понятия «государственный язык», прописанного в Конституции РФ.

В чем свобода учителя? Очевидно, что создаваемый документ должен соответствовать законодательству Российской Федерации, соотноситься с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), с Примерными программами (ПООП), с кодификаторами содержания для разработки контрольно-измерительных материалов, иными утвержденными нормативными актами и учебно-методической документацией.

Но, формируя Концепцию, мы вовсе не создает инструкцию! Для творчества учителя нужно обеспечить реальную, а не декларируемую вариативность обучения и это изначально необходимо заложить в создаваемые учебники русского языка нового поколения. А, следовательно — осознанно учредить единый ресурс текстов с избытком!

Далее: что за документ мы формируем? Это должна быть Концепция образования или Концепция преподавания, т.е. методического материала? Очевидно, что предметом регламентации должны быть, в первую очередь, результаты образования — именно это позволит сохранить различные хорошо себя зарекомендовавшие методические подходы и стимулировать педагогов к использований новых более эффективных методик. К сожалению, существующая на сегодня и установленная действующими Федеральными государственными образовательными стандартами обязательная для всех структура рабочих программ учебных курсов, является явно избыточной и требует пересмотра.

Программы по литературе в школе, с одной стороны, серьезно перегружены, но, с другой стороны, в современной литературе появился целый ряд имен, которые могут и должны быть рассмотрены в школе. Кроме того, современная детская и подростковая литература почти не представлена в традиционной программе, хотя именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков, она может стать мостиком к классике.

И еще раз про ЕГЭ по русскому языку: если львиная доля времени отдается формальному знанию и освоению одного письменного шаблона, то надо отдавать себе отчет — любовь к языку так привить школьникам невозможно! Ориентация только на результаты ЕГЭ, впрочем, как и на заслуги победителей олимпиад и конкурсов, абсолютно неадекватна специфике гуманитарного образования.

Традиционный курс русского языка оторван от реальных потребностей современного человека. Это факт: языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики быстро увеличивается. Парадокс, но многие дети и подростки, читая классику, фактически попадают в ситуацию «русского языка как иностранного». Ученик зачастую не видит смысла в освоении объемного корпуса русской и мировой литературы. Литературное «знание» не имеет в его глазах ценности и смысла, в том числе и практического, не связано с его собственной жизнью. Не говоря уже о том, что появляются новые формы использования языка — типа СМС-сообщений, обсуждений на интернетовских форумах. Следовательно, при отборе содержания программ необходимо учитывать изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их родителей и педагогов, но — эпоху назад, когда они сами были сверстниками нынешних школьников.

Главная проблема сегодняшнего дня — проблема чтения, а, точнее, не-чтения! Про значение языка и литературы можно говорить много и умно, но как в реальности справиться с этой проблемой? Традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема, написанный на классическом языке двухвековой давности, с трудом воспринимается и прочитывается детьми. Те, кто с рождения находится в среде электронных носителей, нелинейности представления текста, системы гиперссылок, коротких текстов с возможностью разной степени развертывания, в обилии сиюминутно возникающих сразу в печатной форме бытовых текстов, в условиях десакрализации печатного текста — оказываются перед серьезным препятствием при освоении классики. Отсюда сразу несколько печальных следствий: у современных школьников пропадает мотивация к чтению/восприятию текста, стремительно увеличивается группа совершенно нечитающих детей и подростков, расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, скачивание готовых сочинений и рефератов и т.п.). И как в этих условиях вести обучение языку и литературе?

Кстати, у учителей-словесников сегодня отсутствует установка на формирование потребности ребенка в чтении как одной из главных задач предмета. Нужно не только уметь оказывать школьникам психолого-педагогическую поддержку (причем, по-разному разным группам: одаренным, слабо мотивированным, детям мигрантов, детям с особенностями развития и т.п.), но и обучать самих учителей методикам, мотивирующим к чтению. Увы, на сегодня подготовка учителей-словесников зачастую происходит по лекалам вековой давности.

Более того, серьезная проблема — нечитающий учитель-словесник. Согласимся: ситуация, когда детей и подростков должны привлекать к чтению нечитающие люди — абсурдна! Увы, учительский корпус в массе своей сегодня выключен из актуального литературного процесса.

Мы говорим о серьезнейшей государственной проблеме: без внутренне осознанной потребности читать, без формирующихся на этой основе умений выражать себя в слове, вступать в диалог с другими людьми — невозможно существование полноценного общества, помнящего о своих корнях и с уверенностью смотрящего в будущее.

В этих условиях, разумеется, не теряют своей значимости олимпиады по русскому языку и русской литературе в традиционной (очной) и новой интернет-форме, программы международных детских лагерей отдыха школьников с изучением русского языка, интернет-конкурсы научных и творческих проектов в области русского языка и литературы среди зарубежных школьников и студентов, изучающих русский язык.

Что же стало выводом столь сложного обсуждения? Проект Концепции высоко оценен: впервые, как сказал один из участников, появился текст, где полно и честно проговорены проблемы.

Этого документа ждут педагоги страны. Разработка единой Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях, позволит выйти на подготовку современных линеек школьных учебников по русскому языку и литературе, отвечающих интересам государства, потребностям школьников, возможностям педагогов и адекватных современному состоянию науки. И, что немаловажно, Концепция очень нужна и родителям!

Общественное обсуждение документа продолжится. Это – лишь начало работы, — подчеркнул ведущий заседание С.Е. Нарышкин.

Сергей Шаракшанэ

©РАН 2024