Какие новые технологии готовы принять россияне

17.10.2016

-

История человечества показывает — практически всякое новое изобретение люди встречали с большим скепсисом, и требовалось определенное время, чтобы технология вошла в жизнь человека, стала привычной и не вызывающей тревоги. В XXI веке технологии развиваются стремительно, и множество инноваций уже в ближайшие годы могут выйти из лабораторий, стать частью повседневной реальности. К каким из них россияне настроены лояльно, а какие жителей нашей страны, скорее, пугают — этому вопросу было посвящено новое исследование Высшей школы экономики.

В конце 2015 г. сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Юрий Войнилов, Алена Нефедова, Валентина Полякова и Константин Фурсов изучили отношение россиян к технологическим инновациям. Наиболее интересные результаты исследования были представлены на конференции Future Foundation Technology Ethics Conference, которая прошла 1 октября 2016 года в Москве.

Что нас пугает

В общем перечне присутствовало 23 технологических инновации из самых разных сфер жизни, которые — согласно «Прогнозу научно-технологического развития до 2030 года» — в обозримом будущем имеют шансы на вхождение в реальную практику.

Самым низким оказался интерес россиян к трем технологиям, с которыми международное сообщество связывает решение наиболее острых социальных проблем: голода и ухудшения экологической ситуации. Возможность питаться печеньем из сверчков интересна лишь 13% опрошенных и примерно у трети респондентов подобная инновация вызывает тревогу. Тем временем, ООН всерьез рассматривает подобные технологии как одно из решений проблемы голода при росте населения планеты.

Лишь около 14% россиян заинтересовались другой возможной пищей будущего — синтезированными мясными продуктами. Технология «мяса из пробирки» также находится на этапе готовности к внедрению и рассматривается в мире как более экологичная, эффективная, а также гуманная альтернатива сельскому хозяйству.

Чуть больше респондентов проявили интерес к технологии производства одежды из переработанных отходов — около 16%.

Авторы исследования объясняют низкий интерес населения к перечисленным решениям присутствием на российском рынке доступных и привычных замен для них, а также высоким уровнем «беспокойства» относительно этой технологии: если в ближайшем магазине без проблем можно купить обычные продукты и одежду, то непонятно, зачем нужно искать им альтернативу.

Самые привлекательные новинки

Наибольший интерес и наименьший уровень беспокойства вызвали девять технологий которые, по словам авторов исследования, наиболее понятны населению нашей страны, в частности, благодаря публикациям в СМИ. Стоит отметить, тем не менее, что даже лидеры в этом списке вызывают интерес лишь у половины россиян.

Среди таких инноваций:

· Бытовая солнечная батарея — 51%

· «Умная» одежда — 50%

· Датчики загрязнения окружающей среды — 50%

· Электромобиль — 49%

· Дистанционная консультация врача — 48%

· Карманный детектор токсинов — 46%

· Бытовые аккумуляторы — 45%

· «Умный» дом — 43%

· Уплотнитель мусора — 43%.

Прочие технологические инновации из перечня исследователи отнесли к группе умеренного интереса. Прежде всего, это либо технологии с неочевидной выгодой для «обычного человека», либо решения, имеющие неоднозначные последствия для жизни и здоровья. В этот список, к примеру, попали беспилотные такси, генная диагностика, имплантируемые датчики здоровья, 3D-принтеры, функциональное питание и другие.

Проводники инноваций

По данным авторов исследования, в целом, россияне скорее настороженно относятся к новинкам науки и технологий, а активно интересуется ими лишь небольшая прослойка населения.

Опросы позволяют составить социальный портрет таких своеобразных проводников новых технологий. Это чаще всего мужчины, жители больших городов, молодое поколение (прежде всего, группа 16-29 лет), а также люди с высоким доходом.

«Мы живем в эпоху экономики знаний, в которую научные и технологические результаты, а также человеческий капитал являются основными драйверами экономического роста, — отмечает Алена Нефедова. — И население является не просто потребителем, а активным проводником новых технологических решений. Нужна активная просветительская работа: выпуск научно-популярных передач, журналов, открытие интерактивных научных музеи и так далее что, согласно нашим исследованиям, формирует позитивное отношение населения к науке и повышает интерес к новым технологиям».

Научная Россия, Евгения Берсенева

©РАН 2024