http://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=19b9b44c-97b4-4510-9468-86e859c2 19ca&print=1
© 2024 Российская академия наук
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ПРЕЗИДИУМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении Методики мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций
и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации
В соответствии с Положением о Комиссии РАН по мониторингу и оценке результатов деятельности государственных научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением президиума РАН от 17 марта 2015 г. № 40:
1. Утвердить Методику мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации (приложение).
2. Финансово-экономическому управлению РАН совместно с Научно-организационным управлением РАН и Управлением бухгалтерского учета
и отчетности РАН в трехмесячный срок разработать порядок оплаты услуг экспертов, осуществляющих анализ итогов мониторинга и оценку результатов деятельности государственных научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, и представить мне на утверждение в установленном порядке.
И.о. президента РАН
академик РАН В.В. Костюк
Приложение к распоряжению
президиума РАН
от 28 июля 2015 г. № 10104-561
МЕТОДИКА
мониторинга и оценки результатов
деятельности государственных научных организаций и
образовательных организаций высшего образования
Российской Федерации *)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Методика определяет порядок мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций, а также образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, независимо от их ведомственной принадлежности (далее - научные и образовательные организации) в целях выполнения функции, предусмотренной статьей 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1195 «О предоставлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах» и подпунктом «а» пункта 14 устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 589.
*) Далее - Методика
2. В настоящей Методике используются следующие понятия и определения:
мониторинг - процесс сбора, регистрации, хранения и анализа показателей оценки результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности (далее - мониторинг), установленных для оценки результативности их деятельности, состав которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2014 г. № 161, а также дополнительных показателей оценки результативности, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) по согласованию с Российской академией наук (далее - РАН);
результат деятельности научной организации (научной и/или научно-технической деятельности) - зафиксированное в Единой государственной информационной системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - ЕГИС УР НИОКТР) Минобрнауки России описание результата фундаментального исследования, прикладного научного исследования (экспериментальной разработки) или поискового исследования;
результат фундаментального исследования - обладающее новизной знание, полученное в результате экспериментальной или теоретической деятельности, устанавливающее количественные и (или) качественные характеристики изучаемых объектов, событий или явлений, выдвижение новой или подтверждение (либо опровержение) справедливости ранее выдвинутой теории, гипотезы или идеи, а также созданные на основе нового знания экспериментальные (лабораторные) образцы объектов или процессов, зафиксированные в отчете о научной работе, а также на любом ином информационном носителе в форме монографии, статьи, научного доклада, научного сообщения и т.п.;
результат прикладного научного исследования или экспериментальной разработки - новый материал, продукт, процесс, устройство, услуга, система, конструктивное или технологическое решение, образец, а также метод использования такого новшества в общественной практике либо его дальнейшего совершенствования, соответствующим способом описанное и документированное в научном отчете, а также в виде способных к правовой охране или имеющих правовую охрану в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, секрета производства (ноу-хау) или единой технологии;
результат поискового исследования - новое знание, ориентированное на достижение практической цели и (или) решение конкретной задачи, полученное в результате фундаментального исследования, а также принцип, метод, способ, конструкция и (или) технология применения этого нового знания, полученные в результате прикладного исследования.
3. Целью мониторинга государственных научных организаций и научных организаций государственных корпораций является вынесение заключений РАН о состоянии и тенденциях их развития как в целом, так и по группам научных организаций, имеющих сходные цели, работающих в одной области науки и (или) осуществляющих деятельность в сходных условиях, а также выявление научных организаций, динамика параметров которых свидетельствует о существенных негативных процессах в них, и (или) находящихся в критическом состоянии.
Целью оценки результатов деятельности научных и образовательных организаций является вынесение заключений РАН о соответствии оцениваемого научного результата Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899, качества, научного значения и инновационного потенциала результата, а также соответствия примененных методов и технологии исследования современным требованиям.
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Мониторинг деятельности государственных научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы гражданского назначения, независимо от их ведомственной принадлежности проводится по трем направлениям:
мониторинг состояния и развития государственных научных организаций и научных организаций государственных корпораций в целом;
мониторинг основных и дополнительных показателей результативности деятельности групп научных организаций, имеющих сходные цели, работающих в одной области науки и (или) осуществляющих деятельность в сходных условиях;
мониторинг основных показателей результативности деятельности отдельных научных организаций.
2.2. Мониторинг проводится по наукометрическим показателям, получаемым РАН из Федеральной системы мониторинга результативности
деятельности научных организаций, выполняющих научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Рособрнадзора, а также из иных баз данных, содержащих информацию о состоянии научно-технической сферы России.
2.3. Обработка и первичный автоматизированный анализ наукометрических показателей осуществляется с помощью Автоматизированной системой учета результатов интеллектуальной деятельности РАН (далее - АСУ РИД РАН).
2.4. Результаты первичного автоматизированного анализа показателей передаются в экспертные комиссии (советы) отделений РАН для подготовки
заключения о результатах мониторинга деятельности научных организаций по соответствующей области и направлению науки.
2.5. Экспертные комиссии (советы) отделений РАН на основании представленных материалов подготавливают в части области науки, которую они курируют, проект решения Комиссии РАН по мониторингу и оценке результатов деятельности государственных научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации (далее - Комиссия) о состоянии и тенденциях развития соответствующих групп научных организаций, а также выявляют научные организации, динамика параметров которых свидетельствует о существенных негативных процессах в них и (или) находящиеся в критическом состоянии.
2.6. Итоговое заключение РАН о результатах мониторинга деятельности научных организаций к рассмотрению на Комиссии подготавливается подкомиссией по итогам мониторинга деятельности научно-технической сферы Российской Федерации.
Итоговое заключение, утвержденное Комиссией, направляется в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и Информационный аналитический центр «Наука» РАН для включения в доклад Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными.
3. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1. Реферативные описания результатов деятельности государственных научных организаций поступают из ЕГИС УР НИОКТР в АСУ РИД РАН и в соответствии с обозначенной в отчетной форме областью (направлением) науки передаются на рассмотрение и оценку в экспертную комиссию (совет) отделения РАН.
Результаты исследований, носивших междисциплинарный характер, могут быть переданы на рассмотрение и оценку одновременно в несколько экспертных комиссий (советов).
3.2. Экспертная комиссия (совет) отделения РАН определяет экспертов, в функцию которых входит подготовка заключения о научном результате.
3.3. При распределении объектов оценки (научных результатов) между экспертами экспертная комиссия (совет) должны принять меры для
обеспечения объективности рассмотрения и исключения конфликта интересов.
Для обеспечения объективности рассмотрения материалов и подготовки заключений по каждому объекту оценки (научному результату) проводится, как правило, не менее чем тремя экспертами.
Эксперты не должны оценивать результаты исследований, в которых они участвовали, а также исследований, осуществленных организацией, в которой они работают, либо работали менее пяти лет назад.
3.4. Оценка научного результата проводится экспертом по следующим разделам:
а) соответствие оцениваемого результата Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
б) соответствие оцениваемого результата Перечню критических технологий Российской Федерации;
в) оценка качества научного результата;
г) оценка научного значения результата;
д) оценка инновационного потенциала результата;
е) оценка современности методов и технологий исследования.
3.5. В случаях, если реферативного описания результата для вынесения заключения недостаточно, по решению п редседателя (руководителя)
экспертной комиссии (совета) отделения РАН эксперт имеет право получить доступ к полному тексту отчета о научном исследовании в порядке,
установленном Минобрнауки России и РАН.
3.6. Оценив научный результат, эксперт заполняет форму оценки (приложение 1 к Методике) на сайте АСУ РИД РАН, подписывает бумажную
копию этой оценки и передает ее в экспертную комиссию (совет) отделения РАН.
3.7. В случаях, е сли качество научного результата вызывает сомнение, экспертная комиссия (совет) отделения РАН имеет право обратиться в
Экспертный совет РАН и (или) федеральный орган исполнительной власти или государственную корпорацию, в ведении которых находится
соответствующая государственная научная организация, с предложением о проведении углубленной экспертизы научного результата, в том числе путем проведения повторного исследования.
3.8. Итоговое заключение о научном результате на основе заключений экспертов подготавливается и рассматривается экспертной комиссией
(советом) отделениями РАН (приложение 2 к Методике).
Итоговое заключение, утвержденное экспертной комиссией (советом) отделения РАН, рассматривается как официальное заключение РАН.
Итоговое заключение о результатах исследований, носивших междисциплинарный характер, готовится одной из экспертных комиссий (советов) по договоренности между ними.
3.9. Материалы рассмотрения, подписанные экспертами, протоколы экспертной комиссии (совета) отделения РАН, иные документы сохраняются
в делах экспертной комиссии (совета) не менее 5 лет.
3.10. Электронная копия итогового заключения о научном результате передается из АСУ РИД РАН в ЕГИС УР НИОКТР. В электронной копии фамилии экспертов, проводивших оценку результатов, а также специалистов, подготовивших итоговое заключение, не указываются.
3.11. Сводные доклады о проведенных оценках научных результатов, подготовленные экспертными комиссиями (советами) отделений РАН рассматриваются и утверждаются Комиссией.
3.12. В сводных докладах экспертных комиссий (советов) отделений РАН отражаются:
а) общее количество научных результатов, оцененных экспертной комиссией (советом) отделения РАН за отчетный период;
б) краткая характеристика научных результатов, получивших наивысшую оценку по уровню качества и научной значимости, с указанием
наименования конкретной научной организации, где получен данный результат, и сведений о руководителе соответствующей работы;
в) краткая характеристика научных результатов, получивши х наивысшую оценку инновационного потенциала, с указанием возможных сфер применения результата, конкретной научной организации, где получен результат, и сведений о руководителе соответствующей работы;
г) информация о научных о рганизациях и руководителях работ, научные результаты которых получили негативную оценку по уровню качества, научной значимости и (или) инновационному потенциалу;
д) оценка современности методов и технологий исследования, примененных в оцененных исследованиях, а также возможных причин отставания по уровню методик и технологий от мирового уровня, если такие случаи отмечены экспертами.
3.13. Сводные доклады экспертных комиссий (советов) обобщаются подкомиссией, курирующей соответствующие области наук, и рассматриваются Комиссией.
Комиссия на основании докладов подкомиссий подготавливает итоговый доклад о результатах оценки научных результатов государственных научных организаций, а также образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, независимо от их ведомственной принадлежности за очередной год, и не позднее 1 марта текущего года передает его в Информационно-аналитический центр «Наука» РАН для последующего представления в Правительство Российской Федерации.
3.14. Подкомиссия по корректировке приоритетных направлений исследований, объединению интеллектуальных ресурсов и научной
инфраструктуры организаций с учетом результатов фундаментальных и поисковых исследований, получивших наивысшую оценку по своему
качеству и научной значимости, подготавливает предложения по корректировке приоритетных направлений и планов исследований,
объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций.
После утверждения Комиссией данные предложения передаются в президиум РАН.
3.15. Подкомиссия по введению инноваций в хозяйственный оборот с учетом научных результатов, получивших наивысшую оценку по
инновационному потенциалу, подготавливает предложения о возможных сферах и путях использования таких инноваций.
После утверждения Комиссией данные предложения направляются в заинтересованные органы государственной власти, государственные корпорации и (или) бизнес-структуры, а также в Информационный аналитический центр «Наука» РАН для включения в доклад Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными.
4. ПОРЯДОК УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Периодическая оценка результативности деятельности научных организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-
исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (с учетом последующих дополнений и
изменений),, проводится федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные научные организации, а также
государственными корпорациями.
4.2. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации ежегодно направляют в РАН перечень государственныхнаучных
организаций, подлежащих оценке результативности их деятельности в текущем году.
4.3. В АСУ РИД РАН по каждой государственной научной организации, включенной в указанный перечень, формируется общая сводка по результатам мониторинга и оценки результатов научной организации за отчетный период.
Данная сводка направляется в соответствующую экспертную комиссию (совет) отделения РАН для составления общего заключения РАН о деятельности государственной научной организации.
4.4. Заключение экспертной комиссии (совета) отделения РАН о деятельности государственной научной организации за отчетный период подписывается председателем экспертной комиссии (совета) отделения РАН и утверждается от имени РАН вице-президентом РАН, курирующим соответствующую область науки (приложение 3 к Методике).
4.5. Утвержденное заключение направляется в федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию, в ведении которых
находится государственная научная организация, для учета при оценке результативности её деятельности.
4.6. В соответствии с действующим порядком оценки результативности деятельности государственных научных организаций проект решения
федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации об отнесении государственной научной организации к соответствующей
категории направляется для предварительного рассмотрения в Минобрнауки России, а его копия поступает в РАН.
4.7. Экспертная комиссия (совет) отделения РАН рассматривает указанный проект решения федерального органа исполнительной власти,
государственной корпорации и в том случае, если мнение РАН об оценке результативности деятельности данной организации учтено не в достаточной степени, то обоснованные замечания РАН направляются в Минобрнауки России.
5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО МОНИТОРИНГУ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
5.1. Мониторинг, оценка результатов деятельности государственных научных организаций и проведение экспертиз осуществляются РАН в
пределах ежегодно формируемых государственных заданий и финансируется за счет средств, предусмотренных для РАН федеральным бюджетом.
5.2. Оценка результатов и экспертиз, осуществляемых сверх государственного задания, проводятся на основании гражданско-правового
договора возмездного оказания экспертных услуг, государственного или муниципального контракта, финансируемого за счет средств заказчика.
5.3. Оплата экспертов осуществляется по установленным ставкам на основе договоров подряда, заключаемых между РАН и экспертом.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Настоящая Методика, а также все изменения и дополнения к ней утверждаются президентом РАН.
Главный учёный секретарь
президиума РАН
академик РАН М.А. Пальцев