листов, на корешке картонного переплета внизу наклейка с надписью «XX №17», которая указывает на место его хранения в Кунсткамере (в шкафу XX под номером 17). На обороте крышки переплета тушью надпись: «Catalogus №3 Metamorphosis insectorum Surinamensium», то есть в каталоге, уже нами упоминавшемся, этот альбом значится под номером 3. На обороте второй крышки в правом нижнем углу тушью: 60 листов. На каждой странице по углам – следы от клея.

Следующая большая группа рисунков – иллюстрации к книге Г.Э. Румфа (1627–1702) «DAmboinische Rariteitkamer» (27). Над иллюстрациями для этой книги М.С. Мериан работала после возвращения из Суринама. Известно, что первоначальная рукопись книги Г.Э. Румфа сгорела, и ослепший к тому времени автор восстанавливал ее по памяти. М.С. Мериан были заказаны иллюстрации, которые издателям восстановить не удалось. Работа велась с 1704 по 1705 гг. Из 60 ранее находившихся в Академии наук сейчас в СПФ АРАН хранится 55 рисунков (с №69 по №123). Это раковины, моллюски и минералы из коллекции Румфа. Лист под номером 1 в описи IX является фронтисписом к указанной книге. Надо отметить, что в Кунсткамере он хранился отдельно от рисунков М.С. Мериан, а при описании его имя автора названо не было (28), поэтому и в число «60» этот рисунок не входил. И.Н. Лебедева также не включила его в собрание рисунков к коллекции Г. Румфа.

Из общего числа акварелей на пергамене выделяются 10 на тряпичной бумаге. Они, вероятно, из того собрания, что в 1733 г. привезла Доротея Мария (альбом с этими рисунками, описанный в музейном каталоге под №5, единственный, в котором упоминаются рисунки на бумаге).

Оставшиеся 41 рисунок И.Н. Лебедева склонна отнести к тем, что были в альбомах, купленных Петром I. Аргументом в пользу этого исследовательница называет одинаковый размер листов пергамена. Мы приведем в пользу такого заключения еще два доказательства. Во-первых, рисунки отличаются от других акварелей нашего собрания тем,

Страница 5
Акварели Марии Сибиллы Мериан
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд