Skip Navigation Links.
Collapse АльбомАльбом
Collapse Акварели Марии Сибиллы МерианАкварели Марии Сибиллы Мериан
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98

что изображения на них не являются иллюстрациями к печатным изданиям: это самостоятельные произведения. Отличаются они и по композиционным особенностям. Так, растения на ряде рисунков занимают весь лист, порой выходя за ограничивающую рисунок рамку. Составители книги «Leningrader Aquarelle» объединили их в условные серии – «Травы» и «Сад». На рисунках другой группы вообще нет растений, только насекомые, ящерицы или змеи. Эти разные по композиции и по содержанию рисунки объединяет не только размер пергаменного листа, но и то, что на обороте большинства из них в верхнем правом или левом углах стоит номер. Например, «119» (д.24), «190» (д.19), «236» (д.67), «237» (д.66), «239» (д.65), «244» (д.60), «246» (д.58). Памятуя о том, что для Петра были приобретены два тома альбома с 254 рисунками, можно предположить, что перечисленные нами рисунки, судя по нумерации, принадлежали ко второму тому. Рисунки создавались в разные годы, от 1670-х годов («Нарциссы», д.25) до 1705 г. («Тюльпаны», д.37). Принимая во внимание, что все эти рисунки очень презентативны, можно предположить, что альбомы с ними собирались специально на продажу. Именно поэтому они и были предложены Петру I. Что же привлекло Петра в акварелях М.С. Мериан?

Интерес русского царя к Марии Сибилле был не случаен. Мы не склонны соглашаться с теми исследователями, которые считают, что Петр узнал о М.С. Мериан от Г. Гзеля (29). К 1717 году, когда Петр и Арескин приобрели ее работы, Мария Сибилла была уже знаменита как художница, как исследователь насекомых, издавшая несколько книг, и как человек, собравший на Суринаме большое число натуралий для продажи коллекционерам. Она входила в круг тех лиц, кто был уже хорошо знаком Петру еще по первой поездке в Голландию. Речь идет о Н. Витсене и Фр. Рюйше. Сама Мериан об этих людях писала: «…Я не видела в Голландии ничего более любопытного, чем различные насекомые, которых привозят из обеих Индий, в особенности, после того как получила разрешение осмотреть кабинет знаменитого Николааса Витсена, бургомистра Амстердама и правителя Ост-Индской компании, и собрание г-на Ионаса Витсена, секретаря городского управления. Я видела интересный кабинет г-на Фредерика Рейса [в русской научной традиции закрепилось другое написании имени этого ученого – «Рюйш». Н.К.], прославленного доктора медицины и профессора анатомии и ботаники; наконец, коллекции г-на Левина Винсента и многих других, где я обнаружила неисчислимое множество насекомых…» (30) Написано это было в 1705

Страница 6
Акварели Марии Сибиллы Мериан
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд