Имитационная модель самоорганизации торговых сетей

Общая информация

 Аннотация

    Разработана стохастическая модель рынка товара, на котором взаимодействуют разнородные потребители, производители и торговцы. Параметром "торгового расстояния" описано несовершенство рыночной инфраструктуры. Экономические агенты принимают решения, у кого и сколько купить или сколько и по какой цене продать. Предполагается, что каждый агент максимизирует значение своей целевой функции, принимая во внимание свое состояние и представления об изменении поведения других агентов в будущем и т.п. Модель исследована аналитическими методами и с ней проведены многочисленные вычислительные эксперименты. Показано, что если инфраструктура близка к совершенной (малы "торговые расстояния"), рынок быстро приходит в равновесие, которое близко к классическому конкурентному равновесию. Если инфраструктура становится все менее совершенной, равновесие все больше отклоняется от классического, а потом происходит резкий фазовый переход: цены начинают колебаться и систематически возникает дефицит продукта, образуются длинные цепочки посредников, резко увеличивается совокупная торговая прибыль. Рынок приобретает черты монопольного, и торговцы перестают обслуживать бедных потребителей, которые вынуждены покупать товар непосредственно у производителей. Роли торговцев дифференцируются: выделяются оптовые торговцы, получающие прибыль за счет стабилизации колебаний на более низком уровне торговой иерархии, и спекулянты, ¦сознательно¦ играющие на повышении и на понижении цен. Обсуждается влияние неоднородности и кластеров в распределении потребителей, скорости адаптации потребителей и торговцев и т.п. на устойчивость и единственность равновесия.

    В работе рассматривается модель самоорганизации торговых связей в системе, состоящей из разнородных потребителей, производителей и торговцев, взаимодействующих на рынке с несовершенной инфраструктурой.

    Показано, что в то время как в случае почти совершенной инфраструктуры система быстро сходится к равновесию, отличающемуся от равновесия с совершенной инфраструктурой лишь качественно (торговые наценки и прибыли пропорциональны степени несовершенства инфраструктуры), при более несовершенной инфраструктуре происходит фазовый переход: имеют место значительные колебания цен и систематические всплески дефицита. После фазового перехода рынок становится монопольным: образуются длинные цепочки посредников, которые завышают цены и перестают обслуживать более бедных потребителей, которые вынуждены покупать товар непосредственно у производителей. В системе формируются роли оптового торговца и спекулянта, дестабилизирующего цену.

    Работа выполнена прифинансовой поддержке РФФИ (код проекта № 95-01-01001) и Московского отделения Российского научного фонда.

    Рецензенты: А.А.Шананин, С.В.Чуканов

 Ключевые слова

    модель самоорганизации торговых связей,
    производители, торговцы, рынок с несовершенной инфраструктурой, фазовый переход
  Полный текст
Полный текст публикации     в формате ps
Полный текст публикации     в формате pdf

Home page
Наш адрес:
119991 ГСП-1 Москва В-71, Ленинский просп., 14
Телефон: 938-0309 (Справ. бюро)
Факс: (495)954-3320 (Лен.пр.,14), (495)938-1844 (Лен.пр.,32а)
Назад