http://www.ras.ru/News/ShowNews.aspx?ID=1efd6a72-5aa3-4991-9c9c-e3d2be153407&print=1
© 2024 Российская академия наук

"Деловой завтрак" на борту Sukhoi Superjet 100

19.08.2013

-

 

19.08.2013,  Российская газета

 

Сухой  SuperJet 100 (jpg, 14 Kб)

Команда журналистов "РГ", включая главного редактора и двух читателей - Михаила Булычева и Михаила Мараханова - задавших самые интересные вопросы, испытала в полете новейший "Сухой Суперджет 100", пролетев по маршруту Москва - Нижнекамск (Набережные Челны) - Казань - Ульяновск - Москва и преодолев более 2000 км.

На высоте 9000 метров и скорости свыше 900 км/час мы провели "Деловой завтрак" с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном. Причем в отличие от устоявшейся традиции не редакция угощала своих гостей, сделали это бортпроводники авиакомпании "Московия", на "Суперджете" которой мы и летели.

Мы расспросили президента ОАК о том, что ждет отечественное авиастроение в ближайшей перспективе, а также в отдаленном будущем. Качеством первого пассажирского лайнера фирмы "Сухой" остались довольны. А наши вопросы и прозвучавшие ответы пусть оценят читатели.

Михаил Асланович, как идет продвижение SSJ100 на внутреннем и международном рынках? Сколько заказов в портфеле? Сколько самолетов уже сделано, и в каких авиакомпаниях они летают?

Михаил Погосян: К настоящему времени произведено 30 самолетов SSJ100. Лайнеры эксплуатируются в России, Индонезии, Лаосе, готовятся к эксплуатации в Мексике в авиакомпании Interjet.

Буквально накануне нашего вылета стало известно, что минпромторг приостановил финансирование перспективной модификации самолета Sukhoi SuperJet NewGeneration. Как вы это прокомментируете?

Михаил Погосян: Такого проекта как SSJ100 NG пока не существует. Мы потенциально рассматриваем возможность создания самолета на 130 мест, который аккумулировал бы как лучшие технические решения SSJ100, так и МС-21. Таким образом, предполагается достичь разумной унификации между нашими продуктами гражданской линейки в сегменте 100-180 кресел. NG никогда не рассматривался нами как прямой дериватив SSJ100.

ОАК определила базовые технические параметры NG и оценила потребность рынка и необходимые ресурсы.

То есть начальный этап проекта уже пройден, на нем программа NG не требует значительных инвестиций, и ОАК самостоятельно финансирует ее, чтобы провести все необходимые исследования.

Предусмотрено выделить 4 млрд руб. на долечивание "детских болезней" уже выпускающегося "Суперджета". На какие работы будут направлены выделенные средства?

Михаил Погосян: Мы очень внимательно следим за конкурентами, отмечаем происходящие изменения. Например, Embraer заявляет о ремоторизации с выходом новых самолетов начиная с 2018 г. Кроме того, с 2014 г. Embraer намерен предлагать новое поколение законцовок на крыло, что, как считается, повысит конкурентоспособность региональных самолетов этой фирмы.

И нам необходимо поддерживать свои конкурентные преимущества. Финансирование будет направлено на совершенствование авионики, разработку плотной компоновки (103-108 мест) и дальнейшее снижение веса самолета.

Также существуют планы по разработке и установке винглетов, что приведет к улучшению топливной эффективности.

Планируется провести ряд мероприятий по совершенствованию системы послепродажной поддержки.

В более отдаленной перспективе ГСС ведет работу по реализации ряда мероприятий, направленных на сохранение самолетом Sukhoi Superjet 100-го уровня конкурентоспособности за рубежом 2020 года - это необходимо для конкуренции с выходящими во второй половине этого десятилетия новыми самолетами-конкурентами.

Что такое ОАК сегодня? Как корпорация развивается? К какой организационной модели хотите прийти и кто с кем конкурирует?

Михаил Погосян: В 2011 г. мы сформировали линейку продуктов в трех основных сегментах: военном, транспортном и гражданском.

Причем транспортный сегмент переживает возрождение. Мы реформируем производственную модель так, чтобы наши производственные площадки работали в мультипрограммной среде. Сегодня ни один авиапроизводитель, ни "Боинг", ни "Эрбас", не занимается производством полного цикла. Мы идем к аналогичной модели. Мы конкурируем с мировыми производителями, а не друг с другом.

К 2018 г. рассчитываем прийти к дивизионной структуре ОАК. В состав корпорации войдут 4 дивизиона боевой, транспортной, гражданской и специальной авиации. Сейчас поэтапно проводим мероприятия по объединению наших предприятий по направлениям деятельности.

Первая точка нашего маршрута - технокомплекс под названием "Камский индустриальный парк", созданный на базе КАМАЗа. Что общего у авиа- и автомобилестроителей? Какова цель вашего визита на этот объект?

Михаил Погосян: Если глобально - повышение эффективности бизнеса. В том числе и через применение лучших практик, имеющихся в промышленности. Мы должны повысить эффективность каждого предприятия, входящего в ОАК. Это подразумевает радикальное изменение уклада, сложившегося в отрасли, когда самолет с нуля и до финальной сборки делался на одном заводе.

С распадом СССР, когда заказы на гражданские самолеты и ряд военной авиатехники сошли на нет, огромные по территории предприятия остались незагруженными, а их накладные расходы при этом никуда не делись. Имея такое проблемное наследство, весьма сложно говорить об экономической эффективности.

Мы пришли к тому, что нужно радикально изменить производственную модель в самолетостроении.

Работа ведется в разных направлениях.

Мы создаем центры компетенций, специализирующиеся на выполнении узкого спектра работ, но в интересах целого ряда программ (производство агрегатов из композитных материалов в Казани и Ульяновске, Центр комплексирования), обеспечивая непрерывную загрузку и рабочие места.

Еще одно направление - это практика создания технопарков на избыточной территории наших предприятий. На территории технопарков на выгодных условиях сосредотачиваются высокотехнологичные предприятия малого бизнеса, которые могут работать, выполняя заказы как для нас, так и для других компаний.

Это решает проблему сохранения кадров, стимулирует развитие регионов и повышает эффективность использования наших площадок. Такие проекты мы планируем реализовать не только в Татарстане, но и в Хабаровском крае, Ульяновске и Нижнем Новгороде.

И еще мы видим повышение эффективности в централизации закупок систем, станков и комплектующих на уровне ОАК, что позволит унифицировать станочный парк и получать более выгодные условия закупки от поставщиков. Поэтому и решили ближе познакомиться с опытом создания технопарков в Татарстане.

Что ОАК покажет на МАКС-2013 и ожидается ли подписание каких-нибудь контрактов?

Михаил Погосян: Этот МАКС будет здорово отличаться от предыдущего хотя бы тем, что если раньше пилотаж демонстрировали наши опытные боевые машины, то в этом году основная часть программы будет выполнена самолетами, уже поставленными или подготовленными к поставкам в ВВС.

Впервые будет продемонстрирован самолет "Сухой Суперджет 100" в ВИП-комплектации, Ил-476. Безусловно, звездой салона станет истребитель пятого поколения Т-50. Что касается контрактов на новые гражданские самолеты, то и они будут, но не станем забегать вперед.