http://www.ras.ru/News/ShowNews.aspx?ID=4d5ebc29-02f2-4698-bece-89c7e9e19ffd&print=1
© 2024 Российская академия наук
23-25 июня 2021 года в преддверии празднования
300-летия Российской академии наук, в рамках мероприятий, приуроченных к Году
науки и технологий, состоялась I Летняя молодежная школа социальных наук
академика РАН М.К. Горшкова «Проблемы социального неравенства и социальной
адаптации», организованная Вологодским научным центром РАН и Федеральным
научно-исследовательским социологическим центром РАН при поддержке
Отделения общественных наук РАН, Министерства науки и высшего образования РФ,
Правительства Вологодской области и автономной некоммерческой просветительской
организации «Вологодский Дом науки».
Ивент-площадкой выступила база отдыха «Стёпаново»,
расположенная в сосновом бору на берегу Рыбинского водохранилища на территории
Коротовского сельского поселения в 70 км от г. Череповца.
Торжественное открытие I Летней молодежной школы
социальных наук академика РАН М.К. Горшкова состоялось 23 июня. Со словами
приветствия к участникам мероприятия обратились директор ВолНЦ РАН д.э.н. Александра
Анатольевна Шабунова, научный руководитель ФНИСЦ РАН академик РАН Михаил
Константинович Горшков и научный руководитель ВолНЦ РАН член-корреспондент
РАН Владимир Александрович Ильин. Глава Череповецкого муниципального
района Надежда Юрьевна Малкова, приветствуя молодых исследователей и их
наставников, отметила особую значимость взаимодействия ученых и населения
региона.
В течение трех рабочих дней ведущие российские ученые
провели 7 публичных лекций, 11 индивидуальных консультаций с магистрантами,
аспирантами и докторантами, 3 деловых игры и мастер-класс; участники Молодежной
научно-практической конференции социальных наук представили 17 докладов.
В своих выступлениях лекторы осветили различные
вопросы социальной направленности:
научный руководитель ФНИСЦ РАН академик РАН Михаил Константинович
Горшков затронул широкий комплекс проблем, связанных с различными видами
социальных неравенств, наглядно продемонстрировал специфику общественного
неравенства в России и зарубежных странах на данных статистики и
социологических опросов населения;
директор Института демографических исследований ФНИСЦ РАН
член-корреспондент РАН Сергей Васильевич Рязанцев поделился результатами
исследования, посвященного изучению положения трудовых мигрантов в России во
время пандемии COVID-19;
научный руководитель ВолНЦ РАН член-корреспондент РАН Владимир
Александрович Ильин акцентировал внимание на проблемах эффективности
государственного управления, во многом связанных с идеологическими ориентирами,
которыми руководствуются в своей деятельности правящие элиты страны;
директор ВолНЦ РАН д.э.н. Александра Анатольевна Шабунова рассказала
об особенностях демографического поведения населения и провела интерактивный
опрос участников школы, сопоставив его результаты с данными, полученными по
Вологодской области;
заместитель директора по научной работе ИСЭПН ФНИСЦ РАН д.э.н. Ольга Аркадьевна
Александрова осветила финансовые и организационные проблемы системы
здравоохранения, а также затронула вопросы оптимизации, выполнения «майских
указов» Президента, достоверности статистической информации;
руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии ФНИСЦ РАН
д.с.н. Валерий Васильевич Маркин сосредоточил внимание слушателей на
проблемах малых городов России в рамках социопространственного подхода, представил
типологию малых городов по индексу городского развития, выявил их ключевые
проблемы и предложил стратегии социально-экономического и социокультурного
развития этих территорий;
заведующий кафедрой социологии и социальных технологий ЧГУ к.филос.н. Альбина
Анатольевна Мехова подняла вопросы корпоративной социальной ответственности
крупного бизнеса, роли социологических исследований в оценке КСО и уделила особое
внимание вопросам организации социологических исследований в корпорации
«Северсталь».
Все слушатели школы имели возможность принять участие
в мастер-классах и деловых играх.
Заведующий отделом редакционно-издательской
деятельности и научно-информационного обеспечения ВолНЦ РАН к.филол.н. Ольга
Валентиновна Третьякова провела мастер-класс для молодых исследователей «Моя
публикационная стратегия».
Ведущий научный сотрудник ВолНЦ РАН к.филос.н. Татьяна
Анатольевна Гужавина организовала деловую игру «Не имей сто рублей, а имей
сто друзей, или каков мой социальный капитал», а младшие научные сотрудники ВолНЦ
РАН Анна Борисовна Кулакова и Любовь Михайловна Сухарева провели
игры «Умный weekend» и «Генератор идей».
Финальный день летней школы был
посвящен Молодежной научно-практической конференции социальных наук, в рамках
которой с докладами выступили исследователи из Гуманитарного института Филиала ФГАОУ ВО «Северный (Арктический)
федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (Северодвинск), Социологического института РАН ФНИСЦ РАН
(Санкт-Петербург), Национального
института труда и социальных исследований Министерства труда и социальных
вопросов Республики Армения (Ереван), Череповецкого
государственного университета и Вологодского
научного центра РАН.
Участники обсудили
проблемы сохранения народонаселения, занятости и образования, социального
здоровья, социальной структуры общества, гражданского участия. В фокусе
внимания оказались различные социальные практики, вопросы качества жизни и социальной
ответственности.
Закрывая мероприятие, директор
Вологодского научного центра РАН д.э.н. А.А. Шабунова вручила слушателям школы
и их наставникам сертификаты и памятные подарки. Каждый участник получил
комплект научных трудов от Федерального научно-исследовательского социологического
центра РАН. Большая подборка монографий по социологической тематике передана в
дар профильным кафедрам Вологодского государственного университета и Череповецкого
государственного университета.
В завершение I Летней
молодежной школы социальных наук академика РАН М.К. Горшкова Александра
Анатольевна поблагодарила всех собравшихся за активное и плодотворное участие в
мероприятиях и выразила надежду на то, что установившиеся многоуровневые связи
сохранятся, проект получит поддержку и будет проводиться на регулярной основе.